
Содержание статьи
Владельцы стараются доработать внешний вид, улучшить динамические параметры, «пофиксить» управляемость и плавность хода. Дешевизна запчастей и простота конструкции сделали своё дело: на свет появились как интересные и глубоко проработанные тюнерские проекты, так и адовые колесницы, существование которых не может быть объяснено здравым смыслом. В данном материале рассмотрим основные направления тюнинга описываемой модели, а также интересные кейсы.
Возможно, вас также заинтересует очень информативная статья, в которой наш эксперт описывает технические характеристики ВАЗ-2110.
Также рекомендуем дополнительно прочитать статью нашего специалиста, в которой рассказывается, как поменять радиатор печки на ВАЗ-2110.
Заводские доработки
Автозаводцы начали совершенствовать автомобиль с момента появления его на конвейере. Здесь хочется выделить два автомобиля, которые являются скорее доведёнными версиями «чирика», нежели отдельными моделями.
- ВАЗ-21108: авто получило наименование «Премьер». Мелкосерийная версия позиционировалась как бизнес-версия стандартной «десятины». По замыслу менеджеров аппарат должен был «бодаться» на рынке с «Князем Владимиром» и «Калитой» от АЗЛК. Но нишевое сражение оказалось тухленьким: «Москвич» обанкротился, а «Премьер» был не очень понят аудиторией. Машина отличалась удлинённым кузовом (прирост аж на 17 см) и незначительно форсированным ДВС (92 л. с. вместо базовых 80 л. с.). В остальном аппарат копировал стандартную модель, но за счёт удлинённой базы удалось добиться большего комфорта пассажиров и увеличить плавность хода. Сейчас данное авто почти не встречается на дорогах; исчезли даже немногочисленные объявления с профильных сайтов.
- ВАЗ-21109 (она же «Консул»): а вот это экспонат из категории тех самых адовых колесниц. Волжане в проектном угаре выдали противоречивую, но интересную модель – лимузин на базе ВАЗ-2110. Получился эдакий Lincoln Town Car для бедных. Для очень бедных. Машину удлинили на 0,75 м в сравнении с базовой версией. Из мотора смогли выдавить 100 л. с. Салон отделали искусственной кожей и декоративной обивкой. Установили климат-контроль и видеомагнитофон. Несмотря на интересную задумку, машина была откровенно плоха в аспекте ходовых качеств. Материалы интерьера были откровенно дешёвыми. Машину нельзя даже было использовать для свадеб – сзади с трудом помещались два человека.
Здесь мы не станем уделять внимание другим мелкосерийным моделям на базе десятого семейства. Хотя там было немало интересных экспонатов – от всем известного купе до эксклюзивного полноприводного универсала на базе 11-й модели. Также в данном разделе не будем рассматривать версии, которые были подготовлены к спортивным соревнованиям. Хотя отметим, что спортивные «десятки» были допущены к участию в мировом кузовном первенстве. Кроме того, в рамках спортивного направления конструкторы тестировали прототипы с роторными моторами.
ВАЗ-21106
Настоящий гвоздь программы – модель 21106. Если описывать кратко – «десятка» здорового человека, да и ещё и со спортивным характером. Конструкторы осознавали, что в аспекте динамических характеристик стандартная отечественная машина значительно уступает импортным седанам гольф-класса; они приняли множество нужных технических решений:
- заменили мотор;
- заменили КПП;
- установили новую тормозную систему;
- добавили спортивные комплектующие в подвеску;
- установили дополнительные силовые элементы кузова;
- смонтировали внешние декоративные элементы.
Машина была презентована на Московском автосалоне 96-го года, где получила прозвище «Акула» за очень агрессивный внешний вид (в сравнении с базовой машиной). Волжане впихнули в десятку двухлитровый мотор от Opel в тандеме с пятиступенчатой КПП. Силовой агрегат имел мощность в 150 л. с. и демонстрировал отменную работу на низах, чем не могут похвастаться даже новые тольяттинские модели. Укрощать 16-клапанную двухлитровую «десятку» доверили тормозам «Локхид». Также автомобиль оснастили спортивными амортизаторами и более жёсткими пружинами, что улучшило управляемость.
В сравнении со стандартной 2110 машина имела выдающиеся динамические характеристики. Первую сотню машина «съедала» за девять с половиной секунд – на целых четыре секунды быстрее обычной «десятки». Максимальная скорость – 205 км/ч, что на 35 км/ч больше обычной машины. На коротких участках «заряженная» Лада уезжала практически от любого оппонента. 106-ая была единственной серийной «десяткой» того времени, на которую устанавливали ГУР и кондиционер.
Авто выделялось эффектным и уместным внешним обвесом: дизайнеры заменили бампера, добавили боковые юбки, поставили воздухозаборники и спойлер. Ранние версии имели эксклюзивную чёрно-жёлтую окраску кузова. Разработка тольяттинского концерна была восторженно встречена автомобильными журналистами, однако малый объём производства и высокая стоимость обрекли «Акулу» на практически полное забвение.
В конце 90-х на перспективный автомобиль обратили внимание силовые ведомства.

В различных версиях модификация 21106 выпускалась до 2008 года. На базе проекта был создан даже кабриолет, который успешно экспортировали в Европу. У ВАЗа была потребность в такой модели: во второй половине девяностых и начале нулевых тольяттинцы серьёзно обдумывали идею участия в одном из дивизионов Чемпионата мира по ралли. Для допуска к соревнованиям нужно было выпустить модель болида, которая будет адаптирована под гражданское использование. С ралли у автозаводцев не задалось, поэтому со временем спортивное подразделение переключилось на мировые и российские туринговые серии, где машина пыталась реализовать свой потенциал.
Сейчас это редкий и культовый автомобиль. Объявления о продаже очень редко появляются даже на профильных сайтах. На момент подготовки материала на портале Авто.ру было найдено 15 таких машин. Диапазон цен для «живого» экземпляра: 150-200 тыс. рублей при среднем возрасте авто в 15 лет.
Кустарный тюнинг
Любительские доработки ВАЗ-2110 – это обширное поле для анализа и поиска интересных кейсов. Понятно, что большинство таких проектов ограничиваются установкой «прямотока», наклейкой надписей «Спарко» на лобовое и монтажом нелепых обвесов. Но есть и довольно интересные примеры в каждом из аспектов тюнинга.
Дополнительно советуем прочитать очень любопытную статью, в которой наш специалист представляет идеи для тюнинга Дэу Нексия.
Советуем также прочитать статью нашего эксперта, посвящённую любопытным идеям для тюнинга Хёндай Солярис.
Интересуют идеи и правила выполнения тюнинга ВАЗ-2113? Читайте очень познавательную и полезную статью нашего автора.
Стайлинг
«Десятка» получилась одной из самых невзрачных российских машин: довольно сомнительный силуэт кузова, банальные линии, отсутствие цепляющих декоративных элементов. Поэтому понятен мотив владельцев, которые стараются изменять внешний облик бюджетного седана. Профильные компании (а их в избытке) производят и реализуют компоненты для экстерьера. Можно приобрести:
- передние/задние бамперы;
- комплекты расширения;
- аэродинамические крылья;
- боковые юбки.
Стоит отметить, что на динамические параметры установка компонентов не влияет – чистый декор. Детали производятся из посредственного пластика, поэтому такой обвес не очень прочен и быстро теряет внешний лоск. Зато его легко установить; плюс машина приобретает стремительный облик плотно прижатого к дороге спорткара.
Интерьер
Салон «десятки» – сама скромность. Спартанские сиденья, невзрачная центральная консоль, скудное базовое оснащение. Тюнинг интерьера владельцы модели 2110 в былые времена ограничивался установкой продвинутой музыкальной системы и интеграцией бортового компьютера. Сейчас профильные компании предлагают готовые пакеты модификаций. В состав типового комплекта входят:
- новые передние сиденья с выраженной боковой и поясничной поддержкой;
- задний диван с отделкой из экокожи;
- продвинутая аудиоподготовка;
- мелкие декоративные элементы;
- модули подогрева сидений;
- салонные коврики;
- дверные карты;
- качественные элементы уплотнения.
Использование этих комплектующих значительно повышает комфорт для водителя и пассажиров. Если требуются функциональные изменения по кузову для дальнейших модификаций, установите силовые балки и растяжки.
Двигатель и трансмиссия
К доработке в данном аспекте больше адаптированы более поздние инжекторные версии. Базовая операция – перепрошивка блока управления. Операция выполняется в любом сервисе, оснащённом компьютерным оборудованием. Изменение настроек улучшает динамические характеристики (разгон, максимальную скорость), корректирует работу ДВС «на низах», сокращает расход топлива.
Следующая ступень юного тюнера – установка новых продвинутых ресиверов и распредвалов. Изменения влияют на такие параметры, как динамика старта с места, разгон.
Спортивные ряды с изменёнными передаточными числами обеспечат комфортную скоростную езду без рывков и провалов. Использование спортивных деталей в моторе и трансмиссии потребует оптимизации подачи воздуха. Старый топливный фильтр – долой; новая спортивная версия – добро пожаловать.
Подвеска
Доведённый автомобиль требует корректировки управляемости: «заряженная» машина должна быть более послушной и маневренной. Задача водителя – сделать подвеску более жёсткой. Здесь всё стандартно – жёсткие пружины, новые амортизаторы, стабилизаторы устойчивости, усиленные стойки.
Вывод
Тюнинг ВАЗ-2110 – бескрайняя тема для обсуждения. Однако рекомендуем перед доработками рекомендуем заняться приведением автомобиля в идеальное состояние, чтобы реализовать потенциал тюнинга.