
Содержание статьи
История создания Lada X-Ray
Проект машин, способных конкурировать с зарубежными, вынашивался руководством АвтоВАЗа давно. Появлению таких автомобилей мешали внутренние неурядицы, финансовый кризис. С появлением новой команды в руководстве в начале десятых годов удалось реализовать давние разработки.

Концептуальная модель «Икс-Рей» увидела свет в 2014 году на московском автосалоне, и сразу стала предметом бурного обсуждения. Преобладали восторженные отзывы, автомобильная общественность страны истосковалась в ожидании машин, не уступающих, по крайней мере, визуально, иномаркам.
Через год, после доработок, на свет появился серийный образец, а в ноябре 2015 года был запущен конвейер тольяттинского завода по выпуску высокого хэтчбека.
В аббревиатуре названия зашифрована концепция предназначения модели. Первая литера X обозначает символ пересечения, crossing, что намекает на её схожесть с кроссовером. Остальные – заглавные буквы от английского словосочетания Recreation Active Young, что переводится: активный отдых молодёжи. Именно в этой возрастной группе потребителей производители хотят найти большую часть покупателей для своей модели.
Несмотря на положительные отзывы об X-Ray, в продажах рекордов замечено не было. По итогам 2018 года в салонах официальных дилеров было реализовано 34 807 авто. По сравнению с предыдущим сезоном цифра практически не изменилась, и прирост составлял всего 4%.
Другой представитель «новой волны» ВАЗа, Lada Vesta, «выступает» намного успешнее. Одна из основных причин скромного появления псевдокроссовера на рынке – его завышенная цена.
Яркий внешний вид не спасает, подводят также недостаточная оснащённость, отсутствие полного привода. Руководство волжского автогиганта пытается исправить положение.
Технические характеристики
Рестайлинговая версия не принесла изменений в количестве моторов, в трансмиссии также новшеств не наблюдается.
Двигатель
В линейке силовых агрегатов – один заморский гость, от партнёра ВАЗа – Nissan двигатель HR16 DE объёмом 1.6 л и мощностью 114 л. с., который взаимодействует с вариатором Jatco. Он уже успешно зарекомендовал себя в работе с такими моделями, как «Ноут», «Кашкай», «Тиида», нашей «Вестой».
Наш «движок» 21129 знаком российским автолюбителям по «Приоре», устанавливался также на седане и универсале Lada Vesta. Он имеет 4 цилиндра, 16 клапанов, и показал себя в деле с самой хорошей стороны.
Более мощная, шестнадцатиклапанная модель 21179, была специально разработана тольяттинскими инженерами для установки на автомобили нового поколения ВАЗа. При создании мотора наряду с отечественными компонентами принимали участие комплектующие от немецкой Bosch (датчик кислорода), корейской GMB (кислородный насос), американской Federal Mogul (шатунно-поршневая группа), немецкой INA (механизм натяжения привода ГРМ) и др.
В таблице приведены характеристики бензиновых ДВС, динамические показатели, расход в смешанном цикле.
Моторы
(л) |
Макс. крутящий
момент (Н. м.) |
Мощность
(л. с.) |
Средний
расход (л) |
Макс. скорость (км/час) | Разгон до 100 км/час (сек) |
1.6 (21129) | 148 | 106 | 7,2 | 176 | 11,4 |
1.6 (HR16DE) | 150 | 110 | 6,8 | 181 | 11,1 |
1.8 (21179) | 170 | 122 | 6,8 | 186 | 10,9 |
Многие владельцы волжских авто, судя по отзывам, хотели бы видеть на своих «ласточках» дизельные моторы, но это пока несбыточные мечты.
Шасси, ходовая часть
Двигатели 1.6 л работают в паре с механической «пятиступкой» от компании Renault. Самая «горячая» силовая установка с объёмом 1.8 л взаимодействует с роботом, имеющим пять диапазонов переключения.
«Икс-Рей» установлен на популярной платформе BO японско-французского альянса «Рено – Ниссан». В ходовой автомобиля также изменений нет. Здесь работают надёжные механизмы, применявшиеся в «Рено Логан». Её отличие – она настроена в более жёстком режиме. Это принесло меньший комфорт при движении, но лучшую управляемость авто.
Передняя независимая подвеска оснащена испытанными стойками МакФерсона, стабилизатором поперечной устойчивости, на задней полузависимой стоит упругая балка.
Модификация Lada X-Ray Cross оснащена модернизированными передними рычагами в передней подвеске и дисковыми вентилируемыми тормозами на всех колёсах. В других версиях они присутствуют только впереди, а сзади работают классические барабанные механизмы. В этой же спортивной модели есть селектор переключения режима действия системы по стабилизации. Можно выбрать зимний, стандартный, спортивный вариант, режим для движения по песку. Электрогидравлический усилитель в рулевом управлении заменён на электрический, а колонку руля можно регулировать по вылету.
Кузов
В новой рестайлинговой версии в экстерьере произошло минимальное количество изменений. По-прежнему радует глаз симпатичный оригинальный дизайн, разработанный британцем Стивом Маттином и его командой. По сравнению с другим представителем группы высоких хэтчбеков, например, Sandero Stepway, X-Ray смотрится более солидно.
Модель продвигает выбранный X-стиль автомобилей нового поколения. Это заметно по рисунку передней части: решётки радиатора, воздухозаборника, оптики, а также по виду сбоку.
Солидно смотрится рельефный капот, в меру заужены головные оптические приборы. Симпатично выглядит передний бампер сложной конфигурации, внизу которого притаились «кругляшки» противотуманных фар.
Профильная часть получила дополнительный рельеф, стала ещё интереснее. Солидная выштамповка колёсных арок прибавляет шарма модели.
Корма выполнена в классическом стиле. Её украшением является спойлер над стеклом пятой двери, да большие буквы названия Lada.
Кузов «Икс-Рея» может быть окрашен в один из шести цветов:
- белый «Ледниковый»;
- серебристо-бежевый «Платина»;
- серо-бежевый «Серый базальт»;
- чёрный «Чёрная жемчужина»;
- коричневый «Пума»;
- красный огненный.
Все варианты, кроме первого, можно заказать в цвете «металлик». Это обойдётся дополнительно в 12 тыс. руб.
Ранее применявшийся ярко-оранжевый цвет «Фреш» утратил свою популярность и его убрали. После рестайлинга, в целях снижения стоимости авто, боковые зеркала окрашиваются в цвет кузова только в топовых комплектациях.

Габариты
Приведём цифры, характеризующие «Лада Икс-Рей»:
- размеры: 4 165х1 764х1 570 мм;
- колёсная база: 2 592 мм;
- клиренс: 195 мм;
- снаряжённая масса: 1 190 кг;
- полная масса: 1 650 кг;
- ёмкость бака для горючего: 50 л.
На автомобиль можно устанавливать шины следующих типоразмеров:
- 185/65 R15;
- 195/65 R15;
- 205/55 R16.
Как рекомендуют волжские производители, для отечественных моторов следует использовать Аи-92, для зарубежного – нужен бензин Аи-95.

Оснащение салона
Внутри автомобиля стало чуть просторнее, увеличился пространственный объём, благодаря чему задним пассажирам будет вольготнее. Это стало возможно за счёт изменения конфигурации и смещения кресел второго ряда. «Диванчик» позаимствовали у модификации «Икс-Рей Кросс».
В стремлении снизить себестоимость производители сократили количество опций в базовой комплектации: убрали аудиосистему и динамики, регулировку кресла водителя по высоте.
Интерьер Lada X-Ray выглядит лаконично, в нём не найдёшь россыпь ручек переключения, характерных для корейских машин из Hyundai. В топовых вариантах комплектования украшением является мультимедийная система с дисплеем в 7 дюймов, которой можно управлять кнопками на мультируле.
Отделка материалами выполнена добротно, но их качество далеко не высшее. Визуально внутренне оформление салона уступает яркому экстерьеру – сказывается бюджетный класс модели.
Безопасность
При создании этой модели учитывались огрехи прежних ВАЗовских автомобилей. Изменилось расположение руля, педалей, по-иному расположен мотор, усиление получил каркас кабины. Всё это обеспечивает лучшую безопасность водителя и пассажиров.
В ходе испытаний на тольяттинском полигоне, аналогичных краш-тестам NCAP, был получен удовлетворительный результат. Он соответствует трём звёздам международного экзамена. Идеальным это достижение назвать нельзя, но это уже шаг вперёд для компании ВАЗ.
Сравнение комплектаций и цен
Lada X-Ray имеет четыре комплектации по стоимости:
- Standart – 590 тыс. руб.;
- Classic – 630 тыс. руб.;
- Comfort – 690 тыс. руб.;
- Luxe – 744 тыс. руб.;
- Luxe / Luxe Prestige – 773 тыс. руб.
Оснащение «Классик» обладает версией A/C, в которой покупатель получает систему кондиционирования и охлаждаемый «бардачок».
Рассмотрим комплектование базового варианта:
- фронтальные airbag водителя и пассажира;
- крепления для детских кресел ISOFIX;
- аварийная система ЭРА/ГЛОНАСС;
- устройства безопасности EBD, ABS, TSC, ESC, BAS;
- иммобилайзер;
- помощник при старте в гору;
- LED ходовые огни;
- регулировка колонки руля по высоте;
- передние стеклоподъёмники.
В самом богатом по оснащении варианте нужно отметить:
- «противотуманки»;
- выбор цвета и материала отделки салона: ткань, кожа;
- датчик света и дождя;
- климат-контроль;
- мультимедийная система с экраном 7”;
- опция «свободные руки», Bluetooth;
- камера заднего вида;
- мультируль;
- датчики парковки.
Вторичный рынок не насыщен этими моделями, владельцы пока не стремятся избавиться от них. Поэтому ответить на вопрос: сколько стоит «Лада Икс-Рей» б/у не просто.
Эксплуатационные расходы
Затраты на обслуживание модели находятся на среднем уровне: их нельзя назвать экономичными или обременительными. Это касается и расходов на топливо.
В случае ремонта в магазинах можно найти любые запчасти для этого псевдокроссовера. Предлагаются оригинальные детали и их «копии».
Конкуренты автомобиля
На рынках конкуренцию волжскому автомобилю составляют французско-японские Nissan Juke, Renault Sandero Stepway, Kia Rio X-Line. Все они выгодно отличаются от X-Ray более богатой технической оснасткой.
Типовые проблемы при эксплуатации
Владельцы машины отмечают такие негативные моменты при эксплуатации:
- Отсутствие замка на крышке топливного бака.
- Небольшую ёмкость резервуара для горючего.
- Маленький формат боковых зеркал.
- Неудовлетворительный объём багажного отделения.
- Плохая шумоизоляция в салоне.
Критичных замечаний в работе псевдокроссовера пока обнаружено не было.

Резюме
Несмотря на некоторые недоработки, появление такого автомобиля нужно оценивать положительно. Сделан значительный шаг вперёд в создании конкурентоспособного авто на международном уровне.
Кроссовер без полного привода – это что-то! Зачем он? Да еще и дорогой такой. У нас в Воронеже этих машин очень мало, в отличие от той же Весты. Не популярен вазовский кросс у народа.