Содержание статьи
Японская компания Toyota сегодня занимает первое место в мире по производству и продажам автомобилей, а её RAV4 оказался первым в мире кроссовером (англ. Crossover Utility Vehicle, сокращённо CUV), хотя его всё чаще относят к внедорожникам (SUV). На сегодня создано уже четвёртое поколение «равчиков», представленное в различных комплектациях. Что же представляет собой мировой пионер в классе CUV, которому посвящён наш обзор Toyota RAV4?
Компания Toyota — крупнейший автопроизводитель
Toyota Motor Corporation была основана в 1937 году семейством японских предпринимателей и промышленников Тоёда, начавших свой бизнес тринадцатью годами ранее с производства автоматических ткацких станков. Именно выручка от продажи британской компании патента на ткацкий станок Toyoda послужила стартовым капиталом, позволив разработать и запустить в производство собственную модель автомобиля. Вторую с конца букву «д» (Toyoda) поменяли на «т» (Toyota) — и готова новая марка!
На территории России представительство Toyota открылось в 1998 году, а с 2002 года действует дочернее ООО «Тойота Мотор». В 2007-м был запущен российский завод компании, который находится в Санкт-Петербурге и (по данным официального веб-ресурса toyota.ru) занимается производством полного цикла моделей Camry и RAV4.
История компактного кроссовера Toyota — модели RAV4
Первый RAV4 появился на свет в 1994 году — в виде мини-кроссовера. Он был задуман как автомобиль для молодёжи, любящей активный отдых. Отсюда и буквы в названии: взяли Recreation Active Vehicle — получили аббревиатуру RAV. Цифра «4» обозначает полный привод. Это поколение уже продавалось на авторынке России официально.
Самый новый Тойота Рав 4 на сегодня — IV поколения — был презентован в ноябре 2012 года в Лос-Анджелесе.
Первое поколение
Первые «равчики» (SXA10) производились с 1994 по 2000 год заводом Toyota в Японии. На старте они выпускались с трёхдверными кузовами, но уже в 1995-м завод запустил также производство 5-дверных. Двигатели применялись только бензиновые, мощностью 135 и 178 лошадиных сил, объёмом 2,0 л.
Длина / ширина / высота авто — 3730 / 1695 / 1655 (здесь и далее — миллиметров), клиренс — от 195 до 205, колёсная база — 2200.
Несмотря на четвёрку в названии, автомобили были как полно-, так и переднеприводными. Оснащение коробкой передач также проводилось в 2 вариантах:
- автоматическая КПП 4-скоростная;
- механическая 5-скоростная.
Модификация 1998 года прошла незначительный рестайлинг (оптика, бамперы, решётка радиатора) и имела версию кузова с тканевой крышей.
Второе поколение
Выпуск II поколения тойотовских мини-кроссоверов (CA20W) датируется 2000-2005 годами, они также собирались только в Японии, с трёх- и пятидверными кузовами, полным и передним приводами.
Основные изменения по сравнению с первыми «равчиками»:
- бензиновые двигатели — 1,8 л / 123 лошадиные силы, 2,0 л / 150 л.с., 2,4 л / 161 л.с.;
- впервые применялся также дизельный движок 2,0 л / 116 л.с.;
- увеличение кузова — длина / ширина / высота одной модификации 3820 / 1735 / 1665, другой 4155 / 1735 / 1690;
- увеличение колёсной базы — 2280 в одной модификации, 2490 в другой.
Второе поколение тоже подвергалось рестайлингу со сменой формы оптики и решётки радиатора — в 2004 году.
Третье поколение
III поколение «равчиков» — 2005-2013 гг. — относится уже не к мини, а компактным кроссоверам. Длина / ширина / высота достигли 4395 / 1815 / 1685, колёсная база — 2560. А вот клиренс уменьшился до 180-190.
Обратите внимание: именно к этому поколению относится удлинённый кроссовер, именуемый Toyota Vanguard и официально реализуемый лишь на авторынке Японии. Кроме этого, для США выпускалась модификация с 6-цилиндровым 3,5-литровым движком и также удлинённым кузовом.
В этот период автопроизводитель отказался от 1,8-литрового двигателя, постоянного полного привода в пользу переднего с подключаемым задним, и главное — трёхдверного кузова. Был полностью изменён интерьер салона.
В 2010 году первый в истории кроссовер был обновлён — характеристики Тойота Рав 4 претерпели 4 кардинальные изменения:
- появление версии III LWB с длиной автомобиля 4625 мм, колёсной базой 2660, увеличенным объёмом багажника и более просторным салоном;
- увеличение мощности 2,0-литрового двигателя до 158 л.с., 2,4 л — до 184 л.с.;
- появление в некоторых комплектациях бесступенчатой трансмиссии (вариатора, CVT) вместо автоматической либо механической КПП;
- внедрение 6-скоростных АКПП и МКПП.
Изменился и дизайн, самое радикальное новшество — интеграция решётки радиатора в передний бампер.
Четвертое поколение
IV поколение Рав 4 выпускается с 2013 года, кроме Японии, на заводах в китайском городе Чанчунь и в российском Санкт-Петербурге.
Кроссовер опять существенно вырос в размерах (за исключением высоты) — 4570 / 1845 / 1670, изменился дизайн переднего бампера, который теперь вызывает ассоциации с бульдожьим прикусом, но главное — с задней двери исчезло запасное колесо, переместившись под пол багажника, а сама дверь начала открываться вверх, перестав разбалтываться.
Изложили краткую историю — переходим к описанию Toyota RAV4.
Технические характеристики Тойота Рав 4
Двигатель
Линейку двигателей, устанавливаемых на третье (XA30) и четвёртое (XA40) поколения Тойота Рав 4, отличает невысокий расход топлива, достаточно большой крутящий момент и надёжность.
Основные параметры моторов, которыми с 2005 года оснащает российские «равчики» производитель, представлены в таблице.
Двигатель | 1AZ-FE | 2AZ-FE | 3ZR-FAE | 3ZR-FE | 2AD-FTV | 2AR-FE |
Объём, л | 2 | 2,4 | 2 | 2 | 2,3 | 2,5 |
Топливо | Бензин АИ-95 | Бензин АИ-92, АИ-95 | Бензин АИ-92, -95, -98 | Бензин АИ-92, -95 | ДТ | Бензин АИ-92, -95 |
Тип | Рядный, 4-ц. | 4-ц., VVT-i | Рядный, 4-ц. | Рядный, 4-ц. | Рядный, 4-ц. | Рядный, 4-ц. |
Мощность, л.с. | 144-152 | 145-170 | 148-158 | 140-146 | 150 | 169-184 |
Крутящий момент, Нм / об./мин | 190-194 / 4000 | 214-219 / 4000 | 189 / 3500, 189-196 / 3800, 198 / 4000 | 187 / 3600, 190-194 / 3900 | 340 / 2800 | 233 / 4000, 167-235 / 4100, 344 / 4700 |
Расход топлива, л/100 км | 8,9-10,7 | 7,9-12,4 | 6,9-8,1 | 7,9-8,1 | 6,7 | 7,9-11,2 |
Шасси, ходовая часть
Третье поколение RAV4 имеет только полный привод, за исключением комплектации Стандарт, доступной либо в полно-, либо переднеприводном варианте.
Тип привода комплектаций IV поколения:
- Классик — передний;
- Стандарт (Плюс), Комфорт (Плюс) — передний либо полный;
- остальные — полный.
Клиренс Тойота Рав 4 2013-2019 года в одних модификациях составляет 197 мм, в других — всего 165.
3 типа трансмиссии, с которыми выпускаются RAV4:
- МКПП;
- АКПП;
- вариатор.
Кузов, габариты
Размеры Рав 4 четвёртого поколения — длина / ширина / высота, мм:
- RAV4 2012 Классик, Стандарт (Плюс), Престиж, Элеганс — 4570 / 1845 / 1670;
- RAV4 2012 остальные комплектации — 4570 / 1845 / 1715;
- RAV4 рестайлинг 2015 — длина увеличена до 4605, Комфорт (Плюс) и Стандарт (Плюс) доступны в двух вариантах, высотой 1670 либо 1715, прочие габариты не изменились.
Количество мест для пассажиров независимо от комплектации — 5.
Объём багажника после рестайлинга 2015 года — 577 л во всех комплектациях, до него — только в Престиж Плюс, в остальных 506 л.
Оснащение салона
Красотой интерьера Toyota RAV4 не отличается. Зато отличается комфортной регулировкой спинок сидений, которые можно наклонять под любым градусом и даже складывать на пол, превращая кабину в настоящую спальню.
3 комплектации с обивкой сидений и отделкой передней панели кожей:
- Престиж;
- Exclusive;
- Престиж Safety.
Безопасность
Безопасность Toyota RAV4 2009 года и новее обеспечивается:
- системой контроля тягового усилия;
- системой контроля устойчивости;
- дисковыми тормозами с АBS;
- боковыми подушками безопасности для передних сидений;
- активными подголовниками этих сидений;
- полноразмерными боковыми подушками-шторками.
Комплектации Toyota RAV4
8 актуальных комплектаций «равчика», представленных на toyota.ru:
- Стандарт;
- Стандарт Плюс;
- Комфорт Плюс;
- Style;
- Adventure;
- Престиж;
- Exclusive;
- Престиж Safety.
На вторичном рынке также доступны:
- Классик;
- Комфорт;
- Элеганс;
- Престиж Плюс;
- Престиж Black.
Комплектации RAV4 различаются шинами и дисками, степенью безопасности и комфорта, дизайном, мультимедийными системами, дополнительными опциями хранения и перевозки грузов.
Особенности модели, представленной на российском рынке
Модель Рав 4, которая производится и продаётся в России, отличается от тойотовских кроссоверов для Японии, США и/либо Европы:
- характеристиками двигателей;
- габаритами кузова и размерами колёсной пары;
- адаптацией к суровым русским зимам.
Цены на новые и подержанные автомобили
Цены на кроссоверы 2017 2018 модельного года новинки, указанные на toyota.ru, — от 1 млн 450 тыс. рублей на Стандарт Плюс и Стандарт до 2,058 млн руб. на Престиж Safety.
Цены на «Равчики» первого поколения к настоящему дню снизились до 400 тыс., 350 тыс. и даже 250 тыс. рублей.
Подержанные автомобили 2010 — 2014 г.в. стоят от 900 тыс. до 1,4 млн руб. в зависимости от комплектации и технического состояния.
Сравнение Toyota RAV4 с конкурентами
4 прямых конкурента Toyota RAV4 с 2,5-литровым двигателем (по алфавиту):
- Mitsubishi Outlander;
- Nissan X-Trail (читайте подробнее о технических характеристиках Ниссан Икстрейл);
- Subaru Forester (читайте подробнее о технических характеристиках Субару Форестер);
- Suzuki Grand Vitara.
Также рекомендуем прочитать статью нашего эксперта, в которой подробно описаны технические характеристики Киа Соренто.
Дополнительно советуем прочитать статью нашего специалиста, в которой также подробно расписаны технические характеристики Киа Спортейдж.
Все, кроме разве что Субару, превосходят Рав 4 более низкими ценами. Зато преимущество тойотовского кроссовера — доступен с АКПП и МКПП, тогда как конкуренты только с вариаторной коробкой передач. Он также выгодно отличается просторным салоном, хорошим разгоном и хвалёным тойотовским двигателем.
Типовые проблемы при эксплуатации Toyota RAV4
Пресловутый недостаток «равчика» всех лет — слишком жёсткая подвеска, III и IV поколений — слабые, но неприятные толчки при переключении передач на АКПП.
Третье поколение «отметилось» частыми поломками рулевой рейки и коротким сроком годности (60-70 тыс. км) цепного привода.
Последнее поколение характеризуется:
- быстрым износом бесступенчатой трансмиссии и той же рулевой рейки;
- малым сроком службы подвески и тормозной системы, подлежащих замене через те же 60-70 тыс. км;
- низким качеством пластика для отделки экстерьера, вызывающим стук внутри салона;
- недостаточным качеством краски, из-за которого быстро возникают сколы;
- слабоватой шумовиброизоляцией.
Заключение
Toyota RAV4 снискал славу респектабельного и модного автомобиля, превратившись из суперкомпактного транспорта для активной молодёжи в любимчика дам, подходящего для выезда на отдых всей семьёй. Рестайлинг нового поколения с «бульдожьим прикусом» способен сделать «равчик» более привлекательным для автовладельцев-мужчин.
Платить за бренд №1 или отдать предпочтение кроссоверу подешевле, не уступающему детищу Тойоты по основным параметрам — каждый покупатель авто решает сам. Нужно только учитывать, что недостатки есть и у продукции конкурентов гиганта в классе кроссоверов, и даже у автомобилей класса «люкс».
Автомобили марки Toyota всегда внушали доверие. Я отслеживаю все новинки, сам владею Короллой. Диву даёшься, как преображается RAV4 от поколения к поколению. В четвёртом поколении у меня появился интерес к этой модели, начал подумывать о покупке.
Последняя Тойота рав самая крутая из этой серии. Тестили её на тест-драйве. Несмотря на то, что модель позиционируется больше как мужской автомобиль, мне было очень комфортно и с МКПП.
Опыт общения с такой моделью скромный. У моего коллеги был RAV-4 2008 г.в. Выглядел на отлично, НО были минусы: тесный салон, задняя подвеска зубодробительная была с новья (исправная). Кому нравится RAV – просто имейте это ввиду при выборе авто.