Содержание статьи
Ключевые компоненты
На модели десятого семейства устанавливалась система принудительного водяного охлаждения. Ниже опишем основные компоненты и их функционал.
Обязательно прочитайте статью нашего специалиста, в которой подробно описываются технические характеристики ВАЗ-2110.
Также рекомендуем прочитать статью нашего эксперта, в которой он подробно рассказывает о правилах тюнинга ВАЗ-2110.
Радиатор
Устройство, отвечающее непосредственно за охлаждение раскалённых воздушных потоков. Охлаждающая жидкости циркулирует по двум контурам: большому и малому. Оснащается множеством патрубков, которые стыкуют радиатор с другими узлами автомобиля. Детали выпускаются из алюминия или меди. Первые дёшевы, вторые долговечны. Обычно на «чирик» по умолчанию ставили алюминиевыё радиатор, но автовладельцы меняли самостоятельно на медный, потратив дополнительные 2 500 рублей.
Расширительный бачок
Накопитель для охлаждающей жидкости. В бачке этой жидкости одновременно находится небольшое количество, менее 1000 мл. Жидкость по контуру возвращается в бачок. Крышка бачка оснащена специальной крышечкой с датчиком и клапаном с электронным управлением (читайте также о том, где находится датчик температуры охлаждающей жидкости).
Когда нагретая жидкость начинает заполнять ёмкость, срабатывает клапан и пропускает порцию тосола в магистрали и патрубки.
Также расширительный бачок способствует подаче тёплого воздуха на салонный отопитель. С помощью устройства отводится пар от радиатора охлаждения. Одно из самых проблемных мест системы охлаждения – пробка расширительного бачка.
Стоит вкратце рассказать о хладагенте. ОЖ готовятся на основе воды и этилена. В состав жидкости добавляются дополнительные компоненты, которые предохраняют патрубки и шланги от разрушения. Всего в охладительной системе «десятки» циркулирует одновременно 8 литров хладагента.
Помпа системы охлаждения
Циркуляция жидкости в контурах обеспечивается водяным насосом, который функционирует за счёт центробежной силы. Установка приводится в движение с помощью ремня ГРМ. Сама помпа расположена внутри блока цилиндров.
Термостат
Благодаря наличию термостата определяется контур движения охлаждающей жидкости. Распределение тосола управляется клапанами термостата: основным и перепускным. Основной клапан гонит ОЖ по большому кругу, его напарник по малому. Работают по очереди: если оба клапана закрыты или открыты одновременно, то налицо дефект устройства.
Когда ДВС холодный, работает только перепускной клапан, и хладагент перегоняется только по малому кругу. С ростом температуры мотора начинает функционировать основное устройство. Главный клапан открывается в диапазоне температур 83 ºС – 87 ºС. Постоянно открыт при превышении порога температуры в 103 градуса по Цельсию.
Вентилятор радиатора
Устройство принудительного охлаждения. Включается, если забираемого встречного воздуха становится мало недостаточно для поддержания безопасной рабочей температуры. Вентилятор подключён к электронному блоку управления, который определяет режим его работы.
Особенности диагностики системы охлаждения: проверка герметичности
Герметичность накопителей, патрубков, шлангов, радиаторов – ключевое условие работоспособности системы. В автомобиле должно быть не менее 8 литров охладителя для обеспечения безопасного режима работы вне зависимости от того, инжектор или карбюратор установлен на машине. Если в контурах или магистралях имеются пробои, то они требуют оперативного устранения.
Текущий уровень ОЖ оценивают при холодном ДВС. На расширительные бачки наносятся метки «MIN» и «MAX». Текущий уровень должен находиться между ними, переливать тоже не рекомендуется.
Самостоятельную диагностику проводят в несколько этапов.
- Осмотр корпуса радиатора: поиск на устройстве трещин, сколов, пробоев. Разгерметизация радиатора является самой частой причиной утечки ОЖ.
- Осмотр шлангов, патрубков, мест их сочленения. Нарушение целостности шлангов также стоит пресекать, чтобы избежать внезапных поломок в пути.
- Проверка состояния расширительного бачка. Бачок выходит из строя редко. Больше всего неудобств доставляет крышка. Электрические компоненты требуют особого внимания: проводка и контроллеры, расположенные на корпусе пробки. Корпус бачка довольно прочный, но может прохудиться из-за критического перегрева или фабричного брака.
Как проверить и при необходимости поменять термостат
Диагностику устройства начинают на холодном ДВС. Нужно завести мотор и следить за ростом показаний на приборе измерения температуры. Обратите внимание на крышку устройства – на ней нанесена метка (85±2). Это значение, при котором идёт циркуляция ОЖ по малому кругу. В этом случае крышка термостата будет очень горячей, но нижние патрубки и корпус радиатора останутся холодными (большой круг не задействован). Здесь описан нормальный процесс функционирования термостата.
Меняем бачок
Как правило, расширительный бачок полностью меняют даже в тех случаях, когда корень проблемы только в крышке.
Правильный алгоритм замены выглядит так:
- скидываются клеммы с АКБ;
- отсоединяются крепления пластмассового накопителя;
- снимается шланги отвода пара от радиатора силового агрегата и салонной печки;
- демонтируется патрубок термостата, который также подходит к ёмкости.
Теперь бачок ни к чему не крепится и свободно извлекается из подкапотного пространства. Установка традиционно производится в обратном порядке. Перед началом ремонта не забудьте слить ОЖ.
Дополнительно советуем прочитать статью нашего эксперта, в которой рассказывается о промывке системы охлаждения двигателя.
Возможно, вас также заинтересует статья нашего специалиста, посвящённая тому, как выгнать воздух из системы охлаждения двигателя.
Осмотр и ремонт помпы
Насос системы охлаждения также может утратить герметичность в процессе эксплуатации. Особенно уязвим дренаж помпы: сальники изнашиваются и узел даёт течь. В этом случае нужно демонтировать узел и заменить дефектный компонент. Проводим сервис в следующей последовательности:
- сливаем ОЖ в максимальном количестве;
- демонтируем ремень ГРМ вместе с задней крышкой ГРМ;
- снимаем крепёж помпы (она держится на четырёх болтах);
- раскручиваем корпус устройства, заменяем изношенный сальник.
Почти все ремонтные работы требуют слива охлаждающей жидкости. После ремонта не заливайте отработанное вещество, обязательно купите канистру новой ОЖ. Уделяйте повышенное внимание мягким шлангам – они могут истираться, прогорать или разрушаться от экстремальных условиях эксплуатации (особенно на моторах, где 8 клапанов – электронное управление системой охлаждения на таких машинах сведено к минимуму).
Я хоть и женщина, к тому же блондинка, но устройство автомобиля мне интересно. С тех пор, как получила права и начала ездить, живо интересуюсь технической темой в мире авто. Система охлаждения, конечно, не из простых, но написано понятным языком, я разобралась.
Я накатал на десятке не одну тысячу км. Если уж полез к помпе, то менять лучше всё: ремень, ролики и т.д. И желательно через каждые 50000 км. Качество деталей на наши авто никакое, поэтому лучше не ждать сюрпризов, а вовремя делать ТО и почаще заглядывать под капот.