Добро пожаловать на MotorsGuide.ru! Наше интернет-издание – это неиссякаемый источник новостей из мира автомобилей, обзоров и тест-драйвов новинок отечественной и зарубежной автопромышленности, а также полезных советов по уходу за «железным конём». Итак, поехали!

Система охлаждения на ВАЗ-2110: особенности функционирования и 5 основных компонентов

Система охлаждения ВАЗ-2110 состоит из более, чем тридцати компонентов различной конфигурации. Основная задача - обеспечить движение охлаждающей жидкости и отвести горячий воздух от мотора. Также от функционального состояния устройств охлаждения зависит эффективность работы салонных отопителей. Неисправность или некорректная настройка системы охлаждения приводят к систематическому перегреву двигателя, повышенному износу деталей, капитальным поломкам.

Ключевые компоненты

На модели десятого семейства устанавливалась система принудительного водяного охлаждения. Ниже опишем основные компоненты и их функционал.

Обязательно прочитайте статью нашего специалиста, в которой подробно описываются технические характеристики ВАЗ-2110.

Также рекомендуем прочитать статью нашего эксперта, в которой он подробно рассказывает о правилах тюнинга ВАЗ-2110.

Система принудительного охлаждения

Радиатор

Устройство, отвечающее непосредственно за охлаждение раскалённых воздушных потоков. Охлаждающая жидкости циркулирует по двум контурам: большому и малому. Оснащается множеством патрубков, которые стыкуют радиатор с другими узлами автомобиля. Детали выпускаются из алюминия или меди. Первые дёшевы, вторые долговечны. Обычно на «чирик» по умолчанию ставили алюминиевыё радиатор, но автовладельцы меняли самостоятельно на медный, потратив дополнительные 2 500 рублей.

Советуем также прочитать статью нашего специалиста, в которой рассказывается о том, как поменять радиатор печки на ВАЗ-2110.

Расширительный бачок

Накопитель для охлаждающей жидкости. В бачке этой жидкости одновременно находится небольшое количество, менее 1000 мл. Жидкость по контуру возвращается в бачок. Крышка бачка оснащена специальной крышечкой с датчиком и клапаном с электронным управлением (читайте также о том, где находится датчик температуры охлаждающей жидкости).

Когда нагретая жидкость начинает заполнять ёмкость, срабатывает клапан и пропускает порцию тосола в магистрали и патрубки.

Также расширительный бачок способствует подаче тёплого воздуха на салонный отопитель. С помощью устройства отводится пар от радиатора охлаждения. Одно из самых проблемных мест системы охлаждения – пробка расширительного бачка.

Из-за электронной регулировки клапан заедает, что приводит к пробою ёмкости.

Стоит вкратце рассказать о хладагенте. ОЖ готовятся на основе воды и этилена. В состав жидкости добавляются дополнительные компоненты, которые предохраняют патрубки и шланги от разрушения. Всего в охладительной системе «десятки» циркулирует одновременно 8 литров хладагента.

Расширительный бачок

Помпа системы охлаждения

Циркуляция жидкости в контурах обеспечивается водяным насосом, который функционирует за счёт центробежной силы. Установка приводится в движение с помощью ремня ГРМ. Сама помпа расположена внутри блока цилиндров.

Термостат

Благодаря наличию термостата определяется контур движения охлаждающей жидкости. Распределение тосола управляется клапанами термостата: основным и перепускным. Основной клапан гонит ОЖ по большому кругу, его напарник по малому. Работают по очереди: если оба клапана закрыты или открыты одновременно, то налицо дефект устройства.

Когда ДВС холодный, работает только перепускной клапан, и хладагент перегоняется только по малому кругу. С ростом температуры мотора начинает функционировать основное устройство. Главный клапан открывается в диапазоне температур 83 ºС – 87 ºС. Постоянно открыт при превышении порога температуры в 103 градуса по Цельсию.

Термостат

Вентилятор радиатора

Устройство принудительного охлаждения. Включается, если забираемого встречного воздуха становится мало недостаточно для поддержания безопасной рабочей температуры. Вентилятор подключён к электронному блоку управления, который определяет режим его работы.

Особенности диагностики системы охлаждения: проверка герметичности

Герметичность накопителей, патрубков, шлангов, радиаторов – ключевое условие работоспособности системы. В автомобиле должно быть не менее 8 литров охладителя для обеспечения безопасного режима работы вне зависимости от того, инжектор или карбюратор установлен на машине. Если в контурах или магистралях имеются пробои, то они требуют оперативного устранения.

Рекомендуем также внимательно изучить статью нашего автора, в которой подробно описана система охлаждения ВАЗ 2107.

Текущий уровень ОЖ оценивают при холодном ДВС. На расширительные бачки наносятся метки «MIN» и «MAX». Текущий уровень должен находиться между ними, переливать тоже не рекомендуется.

Самостоятельную диагностику проводят в несколько этапов.

  1. Осмотр корпуса радиатора: поиск на устройстве трещин, сколов, пробоев. Разгерметизация радиатора является самой частой причиной утечки ОЖ.
  2. Осмотр шлангов, патрубков, мест их сочленения. Нарушение целостности шлангов также стоит пресекать, чтобы избежать внезапных поломок в пути.
  3. Проверка состояния расширительного бачка. Бачок выходит из строя редко. Больше всего неудобств доставляет крышка. Электрические компоненты требуют особого внимания: проводка и контроллеры, расположенные на корпусе пробки. Корпус бачка довольно прочный, но может прохудиться из-за критического перегрева или фабричного брака.

Особенности диагностики системы охлаждения

При проверке герметичности обращайте внимание даже на самые мелкие подтёки.

Как проверить и при необходимости поменять термостат

Диагностику устройства начинают на холодном ДВС. Нужно завести мотор и следить за ростом показаний на приборе измерения температуры. Обратите внимание на крышку устройства – на ней нанесена метка (85±2). Это значение, при котором идёт циркуляция ОЖ по малому кругу. В этом случае крышка термостата будет очень горячей, но нижние патрубки и корпус радиатора останутся холодными (большой круг не задействован). Здесь описан нормальный процесс функционирования термостата.

Если при холодном пуске на холостом ходе жидкость начинает идти по большому кругу (патрубки и корпус радиатора накаляются), то термостат сломан, нуждается в замене.

Меняем бачок

Как правило, расширительный бачок полностью меняют даже в тех случаях, когда корень проблемы только в крышке.

Правильный алгоритм замены выглядит так:

  • скидываются клеммы с АКБ;
  • отсоединяются крепления пластмассового накопителя;
  • снимается шланги отвода пара от радиатора силового агрегата и салонной печки;
  • демонтируется патрубок термостата, который также подходит к ёмкости.

Теперь бачок ни к чему не крепится и свободно извлекается из подкапотного пространства. Установка традиционно производится в обратном порядке. Перед началом ремонта не забудьте слить ОЖ.

Дополнительно советуем прочитать статью нашего эксперта, в которой рассказывается о промывке системы охлаждения двигателя.

Возможно, вас также заинтересует статья нашего специалиста, посвящённая тому, как выгнать воздух из системы охлаждения двигателя.

Осмотр и ремонт помпы

Насос системы охлаждения также может утратить герметичность в процессе эксплуатации. Особенно уязвим дренаж помпы: сальники изнашиваются и узел даёт течь. В этом случае нужно демонтировать узел и заменить дефектный компонент. Проводим сервис в следующей последовательности:

  • сливаем ОЖ в максимальном количестве;
  • демонтируем ремень ГРМ вместе с задней крышкой ГРМ;
  • снимаем крепёж помпы (она держится на четырёх болтах);
  • раскручиваем корпус устройства, заменяем изношенный сальник.

Почти все ремонтные работы требуют слива охлаждающей жидкости. После ремонта не заливайте отработанное вещество, обязательно купите канистру новой ОЖ. Уделяйте повышенное внимание мягким шлангам – они могут истираться, прогорать или разрушаться от экстремальных условиях эксплуатации (особенно на моторах, где 8 клапанов – электронное управление системой охлаждения на таких машинах сведено к минимуму).

Соблюдайте межсервисные интервалы основных узлов – насоса, радиатора, термостата, вентилятора.

Пожалуйста, оцените этот материал!
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (7 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Артур Саидов
Артур Саидов, Консультант автосалона 163 статей на сайте
Люблю скорость! Люблю тачки! Люблю крутые тачки! Занимаюсь тюнингом авто в своём гараже - это моё хобби. А работаю консультантом в автосалоне. Стараюсь для Вас на этом сайте.
2 комментариев к статье «Система охлаждения на ВАЗ-2110: особенности функционирования и 5 основных компонентов»
  1. Я хоть и женщина, к тому же блондинка, но устройство автомобиля мне интересно. С тех пор, как получила права и начала ездить, живо интересуюсь технической темой в мире авто. Система охлаждения, конечно, не из простых, но написано понятным языком, я разобралась.

  2. Я накатал на десятке не одну тысячу км. Если уж полез к помпе, то менять лучше всё: ремень, ролики и т.д. И желательно через каждые 50000 км. Качество деталей на наши авто никакое, поэтому лучше не ждать сюрпризов, а вовремя делать ТО и почаще заглядывать под капот.

Напишите Ваш комментарий



Adblock
detector