Содержание статьи
Перед тем, как натянуть цепь на ВАЗ 2106, убедитесь в исправности функционирования механизма распределения газа. Если регулировка не представляется возможной, замена старого привода на новый является обязательной мерой. Помните о неизменном растяжении цепи по мере длительности ее эксплуатации. Поскольку меняется ее длина, происходит нарушение фаз распределения газа. За этим идет несовпадение выпускных и впускных тактов, из-за чего деятельность движка в целом нарушается. При недостаточно высоком качестве цепи вполне вероятен ее разрыв и чрезмерный износ.
Возможно, вас также заинтересует статья, посвящённая тому, как осуществляется регулировка клапанов ВАЗ-2106.
Дополнительно рекомендуем прочитать статью нашего эксперта, в которой подробно рассказывается о генераторе ВАЗ-2106.
Характеристики цепного привода ВАЗ 2106
Функция цепи ГРМ базируется на соединении вала ГРМ и коленвала в моторе машины. Они оба оснащены звездочками со специальными зубьями, за счет которых цепь и фиксируется. Как только двигатель запускается, вышеупомянутые валы начинают синхронно вращаться благодаря наличию этой цепи. Нарушение синхронности на фоне любого рода обстоятельств провоцирует сбой в функционировании ГРМ.
Не исключены также сбои в функционировании цилиндров, в мощности мотора неизменно формируются провалы, расход горючего основательно увеличивается, а само ТС недостаточно хорошо реагирует на активацию педали газа.
Классические машины ВАЗ оснащаются одинаковыми по длине цепями ГРМ, единственное отличие заключается в количестве звеньев. Что касается модели 2106, речь идет о цепи на 116 звеньев с длиной в 7,2 мм каждый. Легированная сталь высокого качества используется для изготовления штифтов, которые благодаря такому материалу демонстрируют повышенную стойкость к износу и прочность.
Плюсы привода
Цепной привод на ГРМ используется очень давно, но это не говорит о том, что такая система является пережитком прошлого. Даже сегодня благодаря своим преимуществам ее активно используют современные лидеры автомобильной промышленности.
Среди достоинств можно отметить:
- высокая устойчивость к любым типам нагрузок;
- возможность эксплуатации в условиях заметных температурных перепадов, а также при крайне низких или высоких температурных показателях;
- продолжительность эксплуатации привода может достигать 200 тыс. км при должной эксплуатации.
Недостатки привода
Наряду с достоинствами стоит рассмотреть и минусы:
- вес существенный, поэтому вспомогательные элементы механизма должны соответствовать ему в плане качества;
- шум во время работы достаточно ощутимый, выше, чем у других типов передач;
- замена и натяжка цепи ВАЗ 2106 требует выполнения сопутствующих процедур, о которых неопытные водители могут не знать;
- вынужденное применение в системе компенсирующих элементов основательно усложняет привод;
- конструкция довольно сложная, что является причиной повышенной себестоимости производства, следовательно, расходные элементы и детали стоят относительно недешево.
Упомянутые минусы нельзя назвать критичными, поскольку из-за них глобального отказа от использования данного механизма не произошло. Классический вазовский автопром по сей день ориентируется именно на такую технологию.
Когда цепь пора менять
Замена или регулировка цепи необходима при наличии следующих признаков.
- Громкие удары и скрежет в зоне капота после запуска движка. С увеличением оборотов коленвала растет и частота шумов.
- Расход топлива нельзя назвать экономным при неправильной работе блока цилиндров. Увеличение расхода происходит на треть или даже в два раза.
- В мощности деятельности движка формируются провалы, которые можно заметить и на холостых оборотах, и в момент набора скорости.
- Реакция ТС на активацию педали газа недостаточно хорошая, возможна реакция с запозданием в пару секунд.
Наличие указанных признаков указывает на необходимость снять цепь и изучить степень ее износа. Чрезмерный износ требует замены цепи, если же признаки износа несущественные, достаточно подтянуть ее.
Обязательно прочитайте подробную статью нашего специалиста, в которой рассказывается о замене цепи ГРМ.
Рекомендуем также внимательно изучить статью нашего эксперта, в которой он рассказывает подробно о замене ремня ГРМ.
Изучение уровня износа
Визуально ни один водитель не сможет отличить старую цепь от новой, но есть два способа, основанные на измерениях и сравнении.
- Расположите горизонтально 20-сантиметровый отрезок старой цепи и поверните его в руке так, чтобы расположение штифтов относительно пола было перпендикулярным. Изучите угол свеса цепи. Если отклонение свисающего края от горизонтали составляет 10-20 градусов, повода для беспокойства нет. Если же данный параметр превышает 45 градусов, замена цепи является обязательной мерой.
- Второй способ можно считать более точным, но его реализация требует наличия штангенциркуля. Выберите 18 штифтов или 8 звеньев на любом участке цепи. Воспользуйтесь штангенциркулем для определения длины между первым и последним элементом на выбранном отрезке. Повторите замеры еще два раза, но на других произвольных участках. Превышение длины на более чем 122,6 мм на одном из участков, которые вы измеряли, указывает на то, что цепь следует заменить или подтянуть.
Технология натяжения цепи
Так как натянуть цепь ГРМ на ВАЗ 2106 без замены натяжителя не получится, на начальном этапе необходимо его поменять. При необходимости купите заранее прокладку под крышку головки блока, если она уже порвалась окончательно.
Снимите старый натяжитель цепи на ВАЗ 2106 путем выкручивания двух гаек, фиксирующих его.
Воспользуйтесь тисками для отворачивания колпачковой гайки, натяжитель следует при этом зажать в тисках.
Внутри гайки есть цанговый зажим, внимательно изучите его на наличие дефектов. При отсутствии таковых механизм можно собирать и заряжать. Для этого утопите плунжер внутри корпуса и завинтите гайку.
После установки натяжителя ослабьте гайку, но не слишком. Для натяжения цепи проверните коленвал, ориентируясь на ход часовой стрелки.
Затяните надежно гайку и монтируйте новый элемент, если дефекты на третьем этапе были все-таки обнаружены.
Убедитесь в оптимальном функционировании всех процессов в системе распределения газов.
Характер поломок натяжительного механизма
Поскольку натяжительный механизм составляют успокоитель, башмак и штуцер башмака, любая поломка будет связана с выходом из строя одного из этих элементов:
- Штуцер может сломаться из-за коррозионных процессов или механического износа. Результат – башмак больше не выдвигается и не производит давление на цепь, которая становится нестабильной, слишком свободной. В крайних случаях она может и вовсе порваться. Замена штуцера является единственной возможной мерой по ликвидации рассматриваемой проблемы. Поскольку корпус детали неразборный, ремонт невозможен.
- Успокоитель может выйти из строя в результате усталостного разрушения металла или слабой цепи, которая бьет по болтам, ослабляет их и обрывает успокоитель. Замена рассматриваемого элемента также является единственным вариантом в рамках данной ситуации. Новая деталь должна быть оригинальной, но не от китайского производителя.
- Натяжительный башмак изнашивается, из-за чего появляются вибрации с ударами. Элемент следует заменить, поскольку восстановить его полимерное покрытие в бытовых условиях нельзя.
- Если натяжение цепи невозможно, колпачковая гайка недостаточно ослаблена или в результате выхода из строя не разрядился штуцер. Проверьте состояние рассматриваемых деталей и исправьте неполадки.
Выводы
Как видите, натяжение цепи не сопряжено с какими-либо сложностями, если у вас есть элементарное представление о ремонте автомобиля. Необходимость регулировать цепь не является таким уж недостатком, учитывая те преимущества, которые дает цепной тип привода.
Цепь более надежна, чем ремень. Она никогда не оборвется. На своей “шестерке” подтягивал цепь дважды. Сначала с приятелем, второй раз уже сам. Сложного в этой работе ничего нет.
Несколько раз был очень большой соблазн подтянуть цепь самостоятельно, интуитивно все достаточно понятно, да и видел, как это делается. Но пока не рискую, как-то не хочется стоять на трассе из-за недотянутой гайки.