Содержание статьи
Она неплохо продавалась и за рубежом. Имеются в виду рынки не только бывших советских республик, но и Европы, например, Германии, Финляндии. Однако обилие брака при производстве, конструктивные недоработки (неудачное расположение рулевой колонки, дефективность электроусилителя и т. д.) тормозили ее продвижение.
Эта модель малого класса, несмотря на ее недостатки, была востребована у большой группы потребителей среднего и пожилого возраста. Автомобиль не отличался скоростными качествами, был прост в управлении. «Калину» задействовали для поездок на дачу, за город, использовали в качестве семейного автомобиля для перемещения по городу.
История создания
В начале девяностых стало понятным: классические варианты «Жигулей» изжили себя. Это стало особенно заметным на фоне появившихся в большом количестве на российских дорогах зарубежных машин.
В 1993 году на ВАЗе приступили к разработке этой модели. Однако нестабильная политическая обстановка в стране, отсутствие финансирования заметно сдерживали продвижение работ. Первый образец модели предстал перед публикой только в 1999 году. Еще пять лет потребовалось на то, чтобы запустить Lada Kalina в серию.
Автомобиль производился в трех типов кузовов: седан, хэтчбек и универсал. Неофициальным названием модели при производстве стало имя «смеющийся дельфин». Оно было дано этой небольшой машине в честь сходства экстерьера с этим милым и улыбчивым млекопитающим.
Первое поколение
Презентация модели в кузове седан состоялась на московском традиционном автосалоне. Симпатичная внешность нового поколения тольяттинцев была положительно оценена экспертами, понравилась российским автолюбителям.
Каждая из модификаций «Лады Калины» имела свой порядковый номер:
- в кузове седан – ВАЗ 1118;
- хэтчбек – ВАЗ 1119;
- универсал – 1117.
Автомобили соответствовали европейскому классу B по размерам, отвечали требованиям международных нормативов по экологии.
Хорошая маневренность позволяет объехать пробки на дорогах. Для ее владельца не составит труда найти место для парковки на загруженных транспортом улицах мегаполиса. Этому способствует и приличный клиренс. 160 мм – для автомобилей такого класса прекрасный показатель.
По сравнению с машинами зарубежного производства она не может похвастаться большим количеством полезных опций. Зато можно отметить прогресс в оформлении интерьера салона, в качестве применяемых материалов отделки по сравнению с прежними моделями тольяттинцев.
Модель оснащалась тремя силовыми агрегатами местного производства:
- 1.4 л мощностью 89 л. с.;
- восьмиклапанный мотор 1.6 л с 81 л. с.;
- 1.6 л шестнадцатиклапанный «движок» с 98 «лошадками».
Следуя планам по модернизации модели выпуск авто первого поколения прекратился:
- седан прекратили выпускать с мая 2011 года;
- в марте 2013 завершен выпуск «Лада Калина» хэтчбек первого поколения;
- через два месяца такая же участь постигла Kalina с кузовом универсал.
Второе поколение
«Калину» второй генерации публика увидела на московском автошоу в августе 2012 года. Примерно через год, в мае, автомобиль был запущен в серию. В машине установлены модернизированные двигатели ВАЗовского производства, заимствованы некоторые узлы от преемницы «Лада Калина» седан первого поколения – Lada Granta. При выпуске новой генерации модели были учтены критические замечания, которые высказывались владельцами машин предыдущих версий.
Через год, в 2013, мир увидел второе поколение универсала. Еще через такое же время была запущена в производство спортивная модификация «Калина Кросс». С появлением на рынке новых автомобилей Волжского автозавода: Lada Vesta и Lada X-Ray закончилась в 2019 году страничка жизни моделей Kalina, Priora. Наступила эра более современных, технически оснащенных машин.
Расскажем, что представляет собой последняя из могикан: «Лада Калина» 2018.
Внешний вид
Улыбка «смеющегося дельфина» стала более открытой. Рельефный капот в сочетании с большим воздухозаборником и раскосым разрезом «противотуманок» делает экстерьер автомобиля современным. Головные фары как бы соединяет хромированная накладка, размещенная на радиаторной решетке. Большие площади остекления дают возможность водителю и пассажирам правильно оценить дорожную ситуацию и насладиться окружающим пейзажем.
Наибольшие изменения, по сравнению с предыдущими модификациями, получила Kalina Cross. Это – улучшенная версия модели, обладающая более выдающимися техническими характеристиками, усиленной подвеской, увеличенным клиренсом (182 мм).
Завод также производил и модификацию Sport. Она отличается заниженным, 145 мм, дорожным просветом, что позволяет улучшить динамические показатели. Спойлер на задней двери и колеса увеличенного радиуса (195/50 R16 и 185/50 R15) подчеркивают ее спортивный стиль.
Рейлинги на крыше делают «Калину» не только выше, но и солиднее. Этому же способствует появление декоративных пластиковых накладок, размещенных на кузове.
Покупателям предлагается на выбор семь вариантов окраски кузова:
- «белое облако»;
- «пантера», черный цвет;
- «апельсин»;
- «рислинг», серебро;
- «голубая планета», синий;
- «кориандр», золотист0-коричневый;
- «Борнео», темно-серый, серебряный.
Последние пять могут быть выполнены за дополнительную плату в окраске «металлик».
Габариты
Приведем данные обновленного автомобиля:
- размеры «Калины» хэтчбек: 3 893 х 1 700 х 1 500 мм;
- колесная база – 2 476 мм;
- дорожный просвет у этой модификации остался без изменения – 160 мм;
- масса авто в снаряженном состоянии – 1 160 кг;
- полная масса – 1 560 кг.
Типоразмер покрышек Kalina 2: 175/65 R14. Объем топливного бака – 50 л. Отметим, что длина машины в корпусе универсал равна 4 084 мм.
Интерьер салона
Внутри автомобиля произошли незначительные изменения. Обстановка соответствует бюджетному классу машины, тем не менее выглядит вполне достойно. Заметно появление вентиляционных решеток круглой формы, позаимствованных у партнера ВАЗа компании Renault. Оживляют лаконичный интерьер вставки «под серебро» в различных местах салона.
В середине приборной панели располагается дисплей мультимедийной системы. Он не обладает особым техническим изыском, но достаточно информативен. Кроме того, различные модификации имеют свое оформление салона. Версия «Кросс» может быть отделана вставками из оранжевого материала.
Несмотря на небольшие габариты «Калина» 2 хэтчбек, ее салон отличается хорошим пространственным объемом. Багажное отделение не может похвастаться большим размером: 240 л в стандартном положении, 550 л – при трансформации второго ряда кресел.
Безопасность
Если сравнить с предыдущим поколением модели, была проведена работа по улучшению безопасности людей, находящихся внутри машины.
Перечислим элементы системы:
- Airbag безопасности водителя и пассажира (в люксовом варианте).
- Подголовники заднего ряда кресел.
- Система помощи при аварии ЭРА-Глонасс.
- Устройства ABS, EBD.
- Иммобилайзер.
- Система (ESC) курсовой устойчивости.
В люксовой комплектации возможна установка системы фиксаторов кресел для детей ISOFIX.
Технические характеристики
Архитектурой для «Калины» стала испытанная платформа тольяттинского автозавода проекта «Гамма», разработанная в конце прошлого века. В автомобиле была установлена подвеска МакФерсон, торсионная балка, реечное управление руля. Передние колеса универсала оснащены дисковой системой торможения, на задней установлены проверенные временем барабаны. Машина оснащена передним приводом. Однако в модификации Sport возможен полноприводный вариант.
Kalina 2 в разных исполнениях оснащена несколькими силовыми агрегатами, работающими на бензине.
«Калина Кросс»
Двигатель
объем (л) |
Мощность
(л. с.) |
Максимальная
скорость (км/час) |
Разгон до
100 км/час (сек) |
Расход топлива в смешанном цикле (л) |
1.6
(8 клапанов) |
87 | 165 | 12,2 | 6,6 |
1.6
(16 клапанов) |
106 | 177 | 10,8 | 6,5 |
С этими моторами работают в паре пятиступенчатые МКПП и АКПП. Данные в таблице приведены для автомобиля с «механикой». «Лада Калина» автомат имеет более «задумчивый» разгон – 13,1 сек, остальные показатели остаются практически без изменения.
«Калина Спорт»
Двигатель
объем (л) |
Мощность
(л. с.) |
Максимальная
скорость (км/час) |
Разгон до
100 км/час (сек) |
Расход топлива в
смешанном цикле (л) |
1.6
(16 клапанов) |
106 | 181 | 11,0 | 6,7 |
1.6
(16 клапанов) |
114 | 195 | 9,5 | 8,6 |
Эта модификация комплектуется только механической «пятиступкой».
В распоряжении обычного «универсала» есть ДВС на бензине 1.6 л мощностью 98 л. с. Он работает с четырехступенчатым «автоматом». Такой автомобиль способен развить скорость 175 км/час, а время разгона до 100 км – 13,1 сек. Средний расход горючего – 7,6 л на 100 км.
Сравнение комплектаций
Lada Kalina 2 имеет следующие комплектации:
- Standart;
- Classic;
- Comfort;
- Luxe.
В модификации «Кросс» базовым вариантом считается Classic. В «Спорте» есть только два варианта оснащения:
- Drive Active;
- Sport.
Для примера приведем минимальное оснащение «Калины» универсала:
- рейлинги на крыше;
- электроусилитель руля;
- центральный замок;
- передние стеклоподъемники;
- airbag водителя;
- крепления ISOFIX;
- системы безопасности: антиблокировочная ABS, распределения тормозного усилия EBD, вспомогательного торможения BAS;
- иммобилайзер.
Расскажем также об оснастке Kalina Sport в топовой комплектации. В нее входят помимо перечисленных опций:
- подушка безопасности переднего пассажира;
- «противотуманки»;
- дисковые тормоза на обеих осях, причем передние увеличены по размеру;
- кожаная оплетка руля с эффектной красной отделкой;
- регулировка по высоте рулевой колонки;
- обогрев лобового стекла;
- датчики дождя и света;
- задние датчики парковки;
- обогрев и электропривод боковых зеркал;
- электрический привод стеклоподъемников всех дверей;
- подогрев передних сидений;
- система «свободные руки» (Hands Free/ Bluetooth).
Для отечественных автомобилей такой функциональный набор является серьезным достижением.
Цены на новые и подержанные автомобили
Одним из основных «козырей» Kalina 2 является ее стоимость. Этим она привлекает автолюбителей со средним достатком, лояльно относящихся к изделиям отечественного автопрома.
Например, базовая комплектация универсальной модели обойдется покупателю в 476 тыс. руб. Вариант Comfort с МКПП потянет на 630 тыс. руб. За «Калину Кросс» в варианте Luxe придется выложить 615 тыс. руб.
Эксплуатационные расходы
При всех замечаниях к этой модели ВАЗа даже эксперты считают, что она довольна экономична по расходам на топливо.
Нет проблем у авто по запчастям. Они значительно дешевле деталей на иномарки, и представлены в автомагазинах в большом количестве. К сожалению, без ремонта обойтись вряд ли удастся. Чтобы сократить расходы в этом, нужно эксплуатировать автомобиль в спокойном режиме.
При обслуживании этой модели в сервисе расходы на ремонт будут также ниже, чем, например, у «одноклассника» «Киа Рио».
Конкуренты «Лады Калина» 2
С отечественными автомобилями трудно конкурировать в вопросе их стоимости. Они дешевле иномарок, исключая представителей китайской промышленности. По классу одинаковыми с нашей моделью являются южнокорейские Solaris и Rio, чешская Fabia, немецкая Polo. Однако по оснащенности и прочим показателям там будет совсем другая история.
Типовые проблемы при эксплуатации
Их довольно много. Владельцы этого авто жалуются на проблемы с запуском мотора, особенно в холодную погоду, механизмом натяжки ременного привода генератора, подшипником ремня ГРМ.
Однако если эксплуатировать автомобиль согласно требованиям производителя, то его рабочий ресурс значительно увеличится. Необходимо своевременно проводить замену расходных материалов, вовремя менять ремень в газораспределительном механизме и др.
Резюме
Эта машина является частью истории отечественной автомобильной промышленности. Уже за это ей нужно выразить слова благодарности. Несмотря на критические замечания, которые раздаются в ее адрес, она верой и правдой прослужила тысячам российским автолюбителям, адаптировалась к суровым реалиям наших дорог.
Кстати, Лада Калина Спорт еще и самая быстрая отечественная машина. Правда, у Лады Гранты Спорт практически такая же скорость, но развесовка по осям у Калины более удачная, следовательно, ей и принадлежит пальма первенства.
Откровенно говоря, ожидал, что этом году цены на “Калину” будут несколько ниже, эта машина по комплектации – не самый худший варинат, но в этой ценовой категории есть и более актуальные модели.
Калина, пожалуй, самый удачный продукт Автоваза. Снятие ее с конвейера явный просчет маркетологов. Лучше бы работали над качеством деталей. Машина продавалась неплохо и была востребована на рынке.
Лада Калина – была первой моей машиной. На мой взгляд, одна из самых удачных моделей автоваза. Мы с семьей успели неплохо покататься на ней по России. Подводила очень редко. Маленькая, вместительная, юркая. Не спорт кар, конечно, но вполне нормально себя вела как в городе, так и на трассе. А еще, довольно экономная, в плане потребления бензина.
Про ремонт и вовсе молчу. Когда что-то ломалось в калине, спокойно ехал и ремонтировал. А вот сейчас, когда мы стали являться счастливыми обладателями кашкая, любая поломка – мой страшный сон.
Калина, особенно категория спорт, отличный автомобиль! Быстрый, надежный и по цене вполне приемлемый! Были даже варианты поставок в Европу именно Калины спорт, там таких авто за смешные деньги не найти!
Лада Калина спорт моя первая машина. На мой взгляд, одна из удачных моделей Автоваза. Никогда не подводила. По России на ней езжу только. По скорости машина быстрая. Качество деталей не особо. Над ним надо и работать Автовазу.