Содержание статьи
Правила дорожного движения с каждым годом совершенствуются и дополняются по мере возникновения новых ситуаций и участников вождения, но они не могут охватить и учесть все ситуации между водителями, поэтому был определён универсальный общий способ разъезда, когда все прочие нормы ПДД не подходят под ситуацию — разъезд по правой руке. Причём он применялся ещё при езде на конях. Но это простое правило имеет свои нюансы, а за его нарушение предусмотрен штраф.
Также советуем прочитать статью нашего специалиста, в которой он подробно рассматривает правила разворота на перекрестке.
Интересную и полезную информацию о том, разрешён ли обгон на перекрестке, вы сможете найти в материале нашего эксперта.
Суть правила
Понятия «правило правой руки» в ПДД нет, как и «помехи справа». Эти термины используются в разговорной речи, а в официальной брошюре изложены в пункте 8.9.Эта норма является универсальной и единой для всех случаев, которые не урегулированы другими пунктами ПДД в вопросе разъезда транспортных средств. Ведь в законодательстве не могут учитываться все возможные ситуации на дороге, и единичные случаи решаются при помощи этого правила.
Суть — при невозможности разъехаться по всем предусмотренным методам регулирования пропускает тот из водителей, по правую сторону от которого находится второй, т. е. нужно пропускать помеху справа. Также в случае, если противоположная машина слева, то оппонент имеет приоритет, и она должна уступить.
Однако, если ситуация может регулироваться другими методами — светофор, знаки, регулировщик, разметка, то «правой руки» руки не применяется.
Более подробную информацию об основных сигналах светофора вы сможете найти в интересной статье нашего специалиста.
Дополнительно рекомендуем прочитать статью нашего эксперта, в которой он подробно рассказывает о сигналах регулировщика.
Когда применяется
Не в каждой ситуации можно ездить по рассматриваемому правилу.
3 неотъемлемых условия его применения:
- Действует для равных участников дорожного движения — ни одна из сторон не должна иметь приоритет или преимущественный статус, оппоненты должны быть во всем в одинаковом положении. К примеру, метод «помехи справа» нельзя исполнять между трамваем и легковым автомобилем или легковушкой и пешеходом, так как они участники разного уровня.
- Траектории движения оппонентов встречаются. А если, напротив, векторы участников не пересекаются, то они разъезжаются независимо друг другу и не ждут уступок и инициативы другой стороны.
- Разъезд не регулируется дорожными нормами — в ПДД нет иных способов решить, как выехать, не ущемив права второго участника. Ведь в Правилах приведено множество ситуаций со строгим описанием очерёдности движения — при обгоне, на перекрёстке, при выезде со двора и т. д., и метод применяется, только если ситуация не подходит ни под один из описанных случаев.
Самые распространённые случаи разъезда по этому правилу:
- на парковках и заправках;
- при одномоментном перестроении участников, движущихся по параллельным полосам, в одном направлении;
- на нерегулируемых перекрёстках.
Разбор на примерах
Чаще всего ДТП происходят как раз тогда, когда участники должны были воспользоваться правилом «правой руки». Проблема в том, что водители забывают универсальный способ разъезда и совершают ошибки на нерегулируемых участках.
Перекрёсток
Если субъект дорожного движения подъехал к перекрёстку без признаков регулирования и увидел других равнозначных участников, то:
- при повороте направо, необходимо пропустить тех, кто едет по прямой;
- при проезде прямо нужно пропустить всех справа;
- при повороте налево потребуется уступить машинам, едущим навстречу прямо и с направления, куда поворачивает субъект.
Нюансы:
- трамвай необходимо пропустить, с какой бы стороны он ни подъехал и куда бы ни направлялся;
- на Т-образных перекрёстках тоже действует рассматриваемый метод;
- этим же способом регулируется приоритет водителей, едущих по кольцу – между собой они должны знать, что пропускают машины слева. Тут речь идёт о машинах на самом кольце, а по отношению к участникам, подъехавшим к нему, действует приоритет кольца.
При перестроении
Если участники движения перестраиваются одновременно, то уступать обязан водитель слева.
Нюансы:
- если машина подъезжает к перекрестку и перестраивается на правую полосу, а другой водитель в тот же момент смещается на левую, то пропускает тот, у кого появилась помеха справа, а именно – первая машина;
- если одна машина едет прямо, а другая собирается сместиться на её полосу, то пропускать не требуется, хотя и можно, но здесь приоритет за первым водителем.
Разновидность ситуации — сужение дороги. Здесь водители могут применять как пункт 8.9, так и пункт 8.4 из ПДД, что приводит к конфликтам на дорожном полотне. По более верному мнению, приоритет имеет попутный поток — едущие параллельно машины, им должен уступать водитель, который перестраивается из-за сужения.
В ПДД есть понятие прилегающих территорий — парковки, заезды во дворы, различные стоянки и проезды к больницам, торговым центрам и т. п. Водитель, который выезжает с подобных участков, обязан пропустить правый поток, и только при отсутствии помех выезжать на проезжую часть.
Что будет за нарушение?
Если сотрудники автоинспекции или камеры видеофиксации выявят нарушение водителем установленного правила, то его могут привлечь к административной ответственности. В ходе этого будет составлено постановление о привлечении к ответственности, а если водитель не согласен с ним, то и протокол, в котором нарушителю нужно описать ситуации со своей позиции и обосновать несогласие с мнением инспектора ГИБДД.
В случае несогласия водителя и утверждения, что у него не было помехи справа, того кто должен был уступить, определяет суд: водитель подаёт иск и с помощью вещественных доказательств (видеозаписи, фотографии, показания свидетелей) отстаивает свою невиновность. Как показывает практика, если дело выиграет ГИБДД, санкция в отношении водителя ужесточается.
Как оспорить?
Если инспектор ДПС, по мнению водителя, необъективен, то его постановление можно обжаловать в течение 10 рабочих дней со дня получения водителем постановления об административном нарушении — на руки или почте. При пропуске установленного апелляционного периода по уважительным причинам допускается подача заявления о восстановлении срока.
Далее можно обжаловать решение органа ГИБДД в районном суде общей юрисдикции по месту возникновения дорожного нарушения. В течение 2 месяцев будут рассматриваться материалы по иску. При нахождении новых материалов их можно приобщить уже в ходе рассмотрения. Важно выявить нарушения со стороны работника ДПС — несоблюдение регламента, сроков и т. п.
Более 90 % судебных дел разрешаются в пользу водителей.