Содержание статьи
Зачем нужен манометр для измерения давления в шинах?
Манометр – прибор, позволяющий измерять давление газа в закрытой системе, в нашем случае – это воздух в покрышках автомобиля.
Оптимальное рекомендуемое давление для каждого автомобиля указано в руководстве пользователя. В то же время этот показатель зависит от многих факторов, таких как:
- размер шин;
- расположение колес на оси (передние или задние);
- нагрузка на оси автомобиля;
- температура воздуха (сезонность);
- материал шин;
- качество дорожного покрытия;
- стиль вождения.
Отклонение от нормы этого параметра ведет к ухудшению управляемости автомобилем, износу шин и повышенному расходу топлива.
Кроме вышеперечисленного, недостаточное давление в шинах создает следующие проблемы:
- ухудшается сцепление с дорожным полотном;
- увеличивается тормозной путь;
- увеличивается возможность разбортовки колеса.
Избыточное давление в шинах ведет к следующим негативным последствиям:
- ухудшается комфортность езды;
- увеличивается нагрузка на элементы подвески;
- увеличивается риск появления грыжи и разрыва покрышки.
Какие бывают манометры для измерения давления в шинах?
Все портативные манометры для измерения давления в шинах можно разделить на механические и электронные (цифровые). Механические в свою очередь представлены стрелочными и реечными манометрами.
Стрелочные манометры
Обычно представляют собой манометры с пружинным механизмом детектирования, где в качестве датчика выступает полая загнутая трубка из металла (пружина). Под воздействием давления пружина расправляется, что, при помощи специальной механической передачи, приводит к изменению углового положение стрелки на шкале прибора.
Такие манометры часто оснащаются клапаном для быстрого сброса давления.
Плюсами таких приборов являются:
- высокая надежность и простота использования;
- быстрое снятие показаний;
- точность измерений;
- невысокая цена.
Из недостатков следует отметить:
- узкий диапазон измерений;
- уменьшение точности при достижении максимальных значений давления;
- чувствительность к влаге и низким температурам.
Реечные манометры
Самые простые приборы, представляющие собой телескопическую трубку, где внутренний стержень с пружиной играет роль шкалы, выдвигаясь под воздействием давления воздуха.
Преимущества манометра:
- простота и неприхотливость устройства;
- низкая цена.
Недостатки:
- низкая точность измерения;
- ненадежность (быстро выходят из строя);
- неудобно снимать показания.
Настоящее время реечные манометры считаются устаревшими и редко используются автомобилистами.
Электронные манометры
Устройства, работающие от элемента питания, снабженные цифровым циферблатом, на который выводятся показания прибора. В настоящее время пользуются большой популярностью среди автомобилистов из-за удобства и простоты использования.
Часто выпускаются в виде брелока для ключей, а также имеют дополнительные функции такие, как измерение глубины протектора шины, термометр, фонарик и т.д.
Такие приборы обладают следующими преимуществами:
- высокая точность измерения;
- простота и удобство использования;
- компактные размеры.
К недостаткам можно отнести:
- чувствительность к низким температурам;
- необходим источник питания для работы;
- высокая цена прибора, по отношению к аналоговым приборам.
Альтернативные системы контроля давления в шинах
На сегодняшний день монометр – не единственный инструмент, с помощью которого можно контролировать давление в шинах. Производители автогаджетов, да и сами производители автомобилей предлагают новые устройства и системы.
Колпачки-индикатры
Простой, удобный и дешевый способ контролировать давление в шинах. Эти колпачки просто навинчиваются на ниппель. Индикация происходит за счет выдвигающихся разноцветных цилиндров на колпачке, вставленных друг в друга по телескопическому принципу. Зеленый цилиндр означает, что давление в шинах соответствует норме, желтый – пора проверить давление, красный – давление очень низкое, требуется подкачка колеса.
Точность таких индикаторов, конечно, уступает точности манометров.
Электронные датчики давления в шинах
Также устанавливаются вместо стандартных колпачков на ниппели колес Данные устройства измеряют давление в шине и отправляют данные на бортовой компьютер с помощью wi-fi соединения.
Очень удобный и точный способ постоянного контроля давления в шинах. Кроме того, такие датчики способны определять температуру внутри камеры и соотносить ее с давлением.
Недостаток таких датчиков – их дороговизна, а также незащищенность от вандалов и плохих дорог.
Система на базе ABS
Некоторые производители ставят на свои автомобили специальное программное обеспечение, пользуясь системой экстренного торможения, рассчитывает давление в шинах и выводит значение на экран бортового компьютера. В случае отклонения значений от нормы система сигнализирует об этом.
Однако такая система ставится далеко не на все авто, а, как правило, на машины бизнес и премиум-класса.
Советы по выбору манометра
Выбирать манометр нужно из своих предпочтений, принимая во внимания все достоинства и недостатки типов приборов, которые мы рассмотрели.
Если для вас главное точность и дешевая цена – обратите внимание на стрелочные манометры. Также эти приборы менее прихотливы, обычно обладают более ударопрочным корпусом и не требуют элемента питания.
Цифровые удобны в использовании, обычно имеют подсветку и функцию переключения между единицами измерения (атмосферы, бары или psi).
Также они могут быть оснащены датчиком температуры воздуха внутри покрышки.
Также будет не лишним наличие клапана для сброса давления.
Каждый измерительный прибор имеет класс точности и манометры не исключение. Цифровые манометры делятся на три класса точности. Самые точные приборы 3 класса измеряют давление с точностью 0,02-0,05 единиц, 2 класса – с точностью от 0,1 до 0,5 единицы; 1 класса – с точностью от 0,5 до 1 единицы.
Допустимая погрешность измерения прибора 1%.
Насколько точный прибор нужен, решать вам, но помните – такой прибор не является научным, а более точные манометры имеют и более высокую стоимость.
Как правильно измерять давление в шинах?
Процесс измерения давления в шинах очень прост: снимаем колпачок с ниппеля и присоединяем манометр. Показания прибора смотрим по шкале или на цифровом дисплее прибора, в зависимости от его вида (аналоговый или цифровой).
Обычно давление измеряется в атмосферах или барах, которые примерно равны по значению (1 бар = 0,98 атм). В США давление принято измерять в фунтах на квадратный дюйм (psi). 1 psi равен 0,068 атм.
Для того чтобы получить точное значение давления в шинах, измерения необходимо проводить на холодных колесах. То есть дать остыть резине после поездки минимум 5 часов. Машина должна находится на ровной горизонтальной площадке без дополнительной нагрузки.
И не забывайте периодически проверять давление в запасном колесе.
Резюме
Хотя манометр и необязательный прибор, которым должен обладать каждый автовладелец, однако его наличие в бардачке поможет быстро и вовремя определить недостаточное или избыточное давление в шинах, что поможет увеличить срок эксплуатации резины, а может и избежать аварии.
У меня электронный манометр-брелок. Удобная штука, хоть и дорогая. Там и фонарик есть. А морозы ему нипочем, ведь он лежит в кармане брюк и греется от моей ноги. Так что, своим приобретением я доволен.