
Содержание статьи
Что такое иммобилайзер и для чего нужен?
Прежде всего иммобилайзер необходим как дополнительная мера защиты в совокупности с сигнализацией. «Обездвиживатель» – примерно так звучит в переводе с английского название этого прибора и это достаточно точно определяет его основную функцию. Совершить угон с неработающим двигателем задача весьма сложная. Определить где находится иммобилайзер в виду его небольших размеров достаточно сложно, и, если даже удастся найти прибор, отсоединить провода или разрушить корпус, то разъединенные цепи от этих действий не восстановятся и автомобиль будет обездвижен.

Принцип действия иммобилайзера
Теперь рассмотрим, как работает иммобилайзер. Принцип работы достаточно прост. Включение и отключение имобилайзера происходит в автоматическом режиме. Шифрованный импульс чипа, попав в зону действия устройства, активирует разблокировку систем управления, что позволяет беспрепятственно запустить двигатель. В отсутствии импульсного сигнала через незначительный промежуток времени включается режим блокировки. Зона действия сигнала не велика и составляет всего несколько метров.
Преимущества и недостатки иммобилайзеров
В отличии от сигнализации, которая в большинстве случаев предупреждает о попытках несанкционированных действий, электронный immobilizer обеспечивает реальную защиту, блокируя запуск двигателя. Это и является главным преимуществом устройства.
К недостаткам можно отнести то, что при установке большинства сигнализаций с автозапуском требуется дополнительная установка обходчика иммобилайзера. Но самую большую проблему может создать случай поломки блока управления в отсутствие возможности разблокировки двигателя без вмешательства специалиста.
Устройство иммобилайзера
Противоугонный прибор состоит из нескольких электронных компонентов, обеспечивающих работу системы:
- процессорный блок управления;
- коммутатор;
- метка-транспондер;
- антенна иммобилайзера.
Процессорный блок генерирует, передает и принимает импульсный сигнал от транспондера и руководит действиями по отключению и подключению электрических цепей. Более современные иммобилайзеры имеют несколько блоков, что обеспечивает более высокую защиту и надежность.
Чип иммобилайзера обычно устанавливается в головке ключа зажигания, а на замок зажигания устанавливается обычно кольцевая антенна, которая обеспечивает прием и передачу сигнала. В основном это касается иммобилайзеров, установленных штатно на автомобиле.
Типы иммобилайзеров
По мере модернизации иммобилайзера появилось много моделей с различными типами управления:
- контактные;
- бесконтактные;
- с управлением через мобильные устройства.
Контактные иммобилайзеры
Этот тип появился одним из первых и в настоящий момент устаревает и используется редко. Транспондер располагается непосредственно в головке ключа или в брелоке. Отключение блокировки происходит только при установлении ключа в замок зажигания или касании брелоком определенного места на панели. В случае кражи ключа защитные функции иммобилайзера становятся обнуленными, так как преступник без труда снимет блокировку двигателя.

Бесконтактные иммобилайзеры
Наиболее распространены в данное время бесконтактные иммобилайзеры, которые можно хранить отдельно от ключа замка зажигания. Транспондер может быть вмонтирован в брелок и находиться на связке домашних ключей или в пластиковую карту и храниться, к примеру, в бумажнике. Как правило, такие системы имеют большую зону действия в пределах нескольких метров.
Иммобилайзеры на основе мобильных устройств
В последнее время появились иммобилайзеры, которыми можно управлять, используя мобильный телефон или планшет. Для связи задействуются каналы Wi-Fi, Bluetooth и мобильный интернет, последний позволяет производить необходимые действия на значительном удалении.
Как установить иммобилайзер самостоятельно?
Установить иммобилайзер значительно проще, чем произвести монтаж сигнализации, и, тем не менее, требуются хотя бы начальные знания в электротехнике и некоторые навыки монтажа устройств такого типа.
Центральный блок устанавливается в недоступном месте, таким в салоне автомобиля является полость под передней панелью. Это излюбленное место электриков, куда они обычно прячут подобные устройства, связанные с охраной.
Подключение иммобилайзера при наличии электрической схемы не вызовет никаких проблем и лишних вопросов. В прилагаемой инструкции достаточно красочно и внятно описана последовательность монтажного процесса.

Распространенные неисправности и способы их устранения
Как и любая автомобильная электроника, иммобилайзер редко выходит из строя внезапно, за исключением случая, связанного с перегоранием плавкого предохранителя. Обычно появляются тревожные симптомы, предупреждающие владельца, которые выражаются в следующем:
- стартер не окликается при попытке завести двигатель;
- стартер обеспечивает вращение двигателя, но мотор не заводится;
- на приборной панели загорелась сигнальная лампа;
- отсутствие реакции на попытки открыть или закрыть автомобиль с брелока.
Неисправности иммобилайзера делятся на три категории:
- программные;
- механические;
- электрические.
Достаточно часто возникают проблемы, связанные со сбоем программного обеспечения. В подобных случаях следует произвести на автосервисе компьютерную диагностику и удалить накопленные ошибки.
При обнаружении других неисправностей рекомендуется также обратиться в сервисный центр, где при наличии сканеров смогут точно установить и исправить появившуюся проблему. Собственноручно можно разве что заменить перегоревший предохранитель и батарейку в брелоке. В остальных случаях требуются определенные знания и специальное оборудование.
Резюме
Установленный в автомобиле иммобилайзер надежно блокирует четыре основные системы управления, такие как: стартер, электрический бензонасос, зажигание и управление форсунками двигателя. Этого вполне достаточно чтобы обездвижить любой автомобиль, препятствуя угону.
Двоякая штука этот иммобилайзер. С одной стороны, защита авто от угона, а с другой – мне как-то пришлось срочно вызывать такси, т.к. не получилось завести собственный автомобиль. Сюрпризы порой преподносит эта маленькая штучка.