Содержание статьи
Флокирование представлено в виде техники нанесения флока посредством электростатического поля. Флок, в свою очередь, выступает в роли совокупности мелких частиц текстильного волокна. В качестве сырья могут использоваться синтетические или натуральные материалы, которые мелко рубятся или нарезаются. Толщина данного элемента варьируется в пределах 0,2 – 0,5 мм. Чтобы выполнить флокирование своими руками, необходимо обзавестись первостепенно флокатором, который выступает в роли основного инструмента.
Предварительно волокна повергаются химической обработке электролитами. Флокатор, в свою очередь, вырабатывает электростатическое поле с отрицательным зарядом, за счёт чего прилипнувшие к клеевой основе волокна имеют перпендикулярное расположение. Это и обеспечивает эффект особой бархатистой текстуры.
Что касается поверхности авто, которую можно флокировать, это может быть любой элемент как в салоне, так и снаружи, даже кузов. На преображение кузова решаются немногие, но преображение интерьера, в частности, отдельных его элементов, является среди современных владельцев авто популярным видом стайлинга.
Преимущества и недостатки
Поскольку недостатков у рассматриваемой технологии декорирования поверхности намного меньше, чем преимуществ, стоит начать именно с отрицательных сторон:
- технология неизвестна обширному кругу автолюбителей, и флокатор есть далеко не у каждого;
- структура покрытия деформируется под воздействием спиртосодержащих жидкостей;
- возможно явление электризации по отношению к отдельным материалам;
- расходные материалы обходятся недёшево, то же можно сказать и об оборудовании.
Рассматривая флокирование салона автомобиля в ценовом аспекте, стоит ориентироваться на стоимость других видов отделки. Например, использование алькантары или натуральной кожи обойдётся ещё дороже, а перетяжка карпетом, наоборот, является бюджетным вариантом. Что касается преимуществ данной технологии, их намного больше:
- широкий ассортимент фактурных решений и цветовых оттенков;
- удобство обслуживания подобных поверхностей;
- стойкость к воспламенению;
- обработанная флоком поверхность не впитывает посторонние запахи;
- стойкость к УФ-лучам (не выгорает на солнце с годами);
- в плане теплоизоляции 2 мм флока заменяет 10 мм теплоизоляционного материала;
- звукоизоляционные характеристики также на достойном уровне;
- экологически безопасный материал по отношению к человеческому организму и природе в целом;
- длительный эксплуатационный срок за счёт прочности материала.
Разновидности флока
Поскольку с тем, что такое флок, мы разобрались, остаётся рассмотреть разновидности данного материала, чтобы иметь возможность грамотно подойти к вопросу его выбора при покупке.
С учётом материала стоит выделить следующие варианты:
- полиэфирный проблематично окрасить, зато поверхность долговечная;
- хлопковый, напротив, недолговечен, зато стоит дёшево и демонстрирует стойкость к влаге;
- вискозный легко окрашивается, им также несложно пользоваться, но плохо возвращает форму после деформации;
- ацетатный демонстрирует температурную стойкость и пластичность, но износоустойчивость не на высшем уровне;
- полиамид – наиболее распространённый вариант благодаря своей пластичности, эластичности и стойкости;
- смесовый флок относится к категории комбинированных материалов и представлен сочетанием полиэстера, хлопка и нейлона;
- флок из углеродных волокон принято считать инновационным материалом, эксплуатационные параметры которого окончательно ещё не были изучены.
Флокирование салона авто
Итак, флокирование: что это такое, какие подготовительные работы необходимо провести, какие материалы приготовить и что собой представляет технология?
Требования к помещению
Помещение, где вы будете работать с элементами автомобильного салона, должно соответствовать следующим критериям:
- сухое и тёплое;
- наличие стола с заземлением;
- наличие вентиляционной системы;
- хорошее освещение.
Расходные материалы и оборудование
Для грамотного выполнения работ необходимо приобрести заранее следующее:
- Электрические флокатор ручного типа мощностью примерно 70 кВ на 25 микроампер. Выбирайте модель с функцией регулировки мощности и возможностью работать автономно от электросети на батарейках.
- Что касается клея, обычный «Момент» не подойдёт. Состав для флокирования должен быть специальным, на рынке такая продукция представлена широким ассортиментом.
- Флок – третий главный компонент и о разновидностях данного материала был разговор ранее. Швейцарские и английские производители сейчас вызывают наибольшее доверие, но стоимость у них соответствующая. Китайская продукция более доступная, а по качеству практически идентична. Среди производителей есть и российские бренды, но отечественная продукция не годится для использования в качестве отелочного материала для авто. Скорее для сувенирной продукции. Что касается цветовой палитры, о разнообразии которой уже упоминалось, на выбор не только матовые оттенки, но также под бронзу, золоту и серебро, вычурные флюоресцентные цвета.
Подготовка поверхности
Обработка поверхности особым образом является обязательной мерой перед нанесением флок-покрытия:
- Удалите малейшие признаки грязи и пыли.
- Пластиковые детали достаточно просто обработать спиртом для устранения жирного блеска.
- Ликвидация любых дефектов на поверхности также является обязательным этапом .
- Праймер для деталей из пластика используется при работе с полипропиленовыми элементами.
- Заземлите деталь, не только рабочий стол;
- Нанесите ровный слой клея. Можно предварительно добавить в него красящий пигмент в цвет флока, чтобы недочёты и погрешности не бросались в глаза. Излишки клеевого состава и подтёки сразу удаляйте сухой кисточкой. На данном этапе у вас остаётся 10 минут, чтобы успеть распылить флок, пока клей не высох. Между проводом заземления и клеем исключены любые касания.
Процесс флокирования
Процесс флокирования предполагает использование специального оборудования в виде флокатора для распыления частиц волокон:
- В бункер аппарата необходимо засыпать флок. Смешивание волокон разных оттенков позволит изобрести новый цвет. В последнем случае строго придерживайтесь пропорций или экспериментируйте заранее.
- Возьмите инструмент голой рукой за металлическую ручку, чтобы создать заземление.
- Расстояние от сопла до обрабатываемой поверхности – 13 см, инструмент располагается перпендикулярно.
- Мощность определяйте в зависимости от размеров волокна. Чем меньше волокно флока, тем меньше мощность.
- Постарайтесь максимально равномерно распределить первый слой, остатки флока удалите феном. Повторите этапы нанесения и выдувания остатков, пока покрытие не станет таким, как вы планировали. Зачастую 3 слоёв более чем достаточно.
- Просушите полученную бархатистую поверхность в течение суток при температурном режиме +20 градусов по Цельсию.
- Лишний ворс снова удалите, на этот раз с помощью щётки. Соберите готовую деталь.
Выводы
Если вы работаете с данной технологией впервые, не стоит корить себя за наличие ошибок и погрешностей, в течение часа после нанесения вы сможете убрать слоя клея вместе с флоком, где найден дефект. Если в бункере для инструмента остались неиспользованные волокна, их можно пересыпать в пакет и хранить до следующего использования. Уход за рассматриваемой поверхностью ограничен чисткой пылесосом. Помните, на качестве материалов нельзя экономить, поскольку от них первостепенно зависит длительность эксплуатационного срока обработанной поверхности.