Содержание статьи
Конструкция замка зажигания состоит из основных элементов:
- корпус устройства;
- личинка под ключ;
- запорный механизм;
- контактная группа замка зажигания.
При длительной эксплуатации автомобиля, возможны неисправности в работе замка зажигания – в результате окисления контактов или механического повреждения проводки. Необходимо периодически проводить замену контактной группы замка зажигания и ремонтировать запорный механизм.
Устройство и функции контактной группы замка зажигания
Функциональные элементы замка: поворотный регулирующий элемент и контактная группа. Основная функция контактной группы замка зажигания – замыкание клемм контактов и подключение элементов в электроцепи. Изменение положения ключа позволяет последовательно выполнить этапы:
- замкнуть контуры питания электрических приборов и системы освещения;
- подать ток на свечи зажигания и стартер;
- запустить двигатель автомобиля.
Принцип работы
Поворот ключа замыкает контур и позволяет подать питание от аккумулятора к катушке. Напряжение передаётся на свечи зажигания через провода. Стартер начинает раскручивать двигатель – топливная смесь воспламеняется в камере сгорания, двигатель запускается и начинает работу.
Первый режим переключения ключа позволяет разблокировать поворот руля. Система замыкания механизма руля выполнена для безопасности – с противоугонной целью. Следующее положение ключа в замке зажигания позволяет:
- включить подсветку панели приборов;
- габаритные огни;
- пользоваться стоп-сигналами и «аварийкой».
Место нахождения
Для большинства отечественных и иностранных автомобилей замок зажигания конструктивно выполнен в корпусе рулевой колонки или под панелью технических датчиков. Располагают контактную группу за плоскостью личинки ключа зажигания.
Причины выхода из строя
Неисправности элементов замка отражаются при эксплуатации автомобиля. Проблемы возникают при запуске двигателя и проявляются в виде:
- прерывистой работы стартера;
- несвойственных посторонних щёлчков реле;
- замедленной реакцией при смене положений ключа или полным отсутствием отклика.
Иногда встречаются ситуации, когда автомобиль невозможно заглушить. Диагностировать поломку можно при обследовании элементов контактной группы на предмет окисления.
Механическое
Если происходит заклинивание ключа в личинке замка, неисправность ищут в элементах конструкции устройства. Попадание частиц пыли в замочную скважину сопровождается засорением и преждевременным механическим износом. В таком случает понадобиться замена всего замка.
Часто проблема заключается в износе оболочки проводов – это случается из-за механического перетирания друг об друга.
Истираются и внутренние детали паза под ключ. Чтобы увеличить срок службы – внутрь личинки регулярно добавляют смазку. Не исключают механический излом геометрии и износ ключа – понадобится запасной экземпляр или сделанный заранее дубликат.
Электрическое
Потребность в преждевременной замене контактной группы возникает при перегрузке устройства. Со временем элементы обмотки контактов подгорают из-за перегрева. Образующийся внутренний нагар приводит к нарушению плотности пятен контакта и пропускной функции нагрузки цепи.
Проверка работоспособности контактной группы замка зажигания
Диагностику на пригодность контактной группы замка зажигания выполняют прибором – мультиметром. Контакты проверяются на изменение сопротивления.
Очередность проведения работ
Проверку работоспособности детали осуществляют в следующей последовательности.
- Отсоединяют аккумулятор (можно снять лишь «-» клемму).
- Отключают контакты проводной колодки.
- Разъемы замка проверяют в разных положениях (пары контактов нижнего и верхнего ряда).
Показания мультиметра
При проверке мультиметром смотрим на следующие признаки и показания прибора:
- Невозможность измерения (знак «бесконечность») – замена контактной группы без возможности манипуляций и ремонта.
- Колебания стрелки датчика (цифр на экране) означают прерывистый контакт. Потребуется проверка клемм на плотность соединения и зачистка от окисления.
- Признаки неисправности контактной группы замка зажигания – нулевые показания мультиметра.
- Дальнейший этап выявления неисправности – проверка электропроводки на целостность.
Поверить работоспособность проводки без контактной группы можно при прямом замыкании пар соответствующих проводов. Если стартер прокручивает и двигатель завёлся, линия контура от АКБ до свечей зажигания полностью работоспособна, а проблема заключается в системе замка зажигания.
Как заменить контактную группу?
Процедура замены контактной группы достаточно проста, при наличии необходимого инструмента и навыков работы с электрооборудованием. Основные технические моменты – маркировка проводов по отношению к гнёздам и последовательное проведение этапов работ.
Пошаговая инструкция
Порядок замены контактной группы замка зажигания такой:
- Отвинтить винты крепления кожуха рулевого вала.
- Прижать фиксаторы и снять пластиковую панель, чтобы достать замок зажигания.
- Противоугонный механизм зажимают отвёрткой через отверстие кронштейна и вытаскивают сердечник замка.
- Проводят осмотр на механический износ элементов, а также – проверить клеммы на нагар и окисление.
- Проверяют запирающее устройство руля при выдвинутом и утопленном стержне.
- Проверяют сопротивление в цепи (мультиметром).
Обнаружив проблему в работе контактной группы или замке зажигания, осуществляют замену на новые элементы. Сборку выполняют в последовательности:
- поочередно подключают провода к разъёмам контактной группы и соединяют фиксаторы;
- предварительно проверяют работоспособность системы с новой контактной группой (в разных положениях ключа зажигания);
- проводку стягивают полимерными фиксаторами;
- устанавливают замок на новые болты (с обламывающимися шляпками) в рулевую колонку.
Затяжку специальных болтов выполняют до момента обламывания шляпок. На завершающем этапе монтируют кожух и пластиковые панели, а сборку конструкции проверяют на люфт.
Замена замка зажигания
Демонтаж и смену замка делаем по схожему принципу. Отсоединив клеммы аккумулятора, устанавливаем в замок зажигания ключ на нулевое положение «0». Отключив блокировку механизма безопасности, снимаем пластиковые панели рулевой колонки. Маркируем провода подключения. Демонтируем старый узел:
- откручиваем винты и убираем защиту;
- зубилом сбиваем хомуты крепления к колонке;
- отключаем маркированные провода.
После диагностики незначительные повреждения старого замка можно попытаться исправить в мастерской. Обязательно сменить смазку для трущихся элементов. При полной непригодности для эксплуатации старого замка понадобится подбор модели и покупка нового элемента. Монтаж устройства выполняют в обратном поэтапном порядке.
Заключение
Замена контактной группы замка зажигания – несложный поэтапный процесс. Можно осуществить замену собственными силами, при наличии необходимого инструмента и навыков. Мультиметром диагностируют поломку контактной группы, а замену проводят по маркированной схеме подключения проводов. Соблюдая последовательность действий, новая модель замка зажигания гарантирует долгую стабильную работу системы.