Содержание статьи
О смесях бедных и богатых
Даже далекие от автодела люди наверняка слышали выражения «бедная смесь» и «богатая смесь». В смеси воздуха и топлива, которая поступает в камеру сгорания движка, первого компонента должно быть в достатке, чтобы обеспечить достаточную интенсивность воспламенения горючего.
Оптимальный состав смеси важен по следующим причинам:
- автомобиль сможет развивать заявленные мощностные, тяговые и динамические показатели;
- двигатель сможет функционировать в штатном режиме, износ деталей будет нормальным;
- расход топлива будет соответствовать заявленному.
Если кислорода в камере сгорания мало и топливо не прогорает до конца, то такую смесь принято считать бедной.
Признаки неисправности:
- ощутимое снижение мощности;
- затруднения при трогании с места (с бедной смесью двигатель постоянно глохнет);
- ДВС плохо «крутится» в красной зоне тахометра, зачастую вообще не может развить предельных оборотов;
- обильное выделение отработанных газов: топливо не прогорает до конца;
- рывки во время движения;
- сбои режима работы на холостом ходу.
Также негативно на функционировании силового агрегата сказывается богатая смесь. Некоторые тюнеры своими руками незначительно снижают долю атмосферного воздуха. Незначительная корректировка помогает повысить мощность и улучшить динамические характеристики.
Однако значительное увеличение удельной доли топливо чревато следующими негативными проявлениями:
- перерасход ГСМ;
- засорение топливных фильтров;
- общее снижение ресурса мотора;
- ухудшение функционального состояния свечей зажигания: на них появляется чёрный сырой нагар.
Современные автомобили оснащаются индикаторами «богатая смесь» и «бедная смесь» (располагаются на «приборке»). Активация сигнализирует о проблемах с концентрацией кислорода в камере сгорания.
Причём здесь датчик
Датчик расхода воздуха замеряет объём кислорода и посылает актуальную информацию на блок управления мотором. Блок управления, в свою очередь, задает положение воздушной заслонкой. На современных авто регулирование заслонки положения происходит автоматически, но ранее автолюбители могли в автоматическом режиме могли управлять обогатителем, поэтому ДМРВ не требовался.
Соответственно, если устройство дефектное, то оно будет передавать некорректные данные «мозгам» ДВС и положение заслонки будет задано неверно.
Естественно, что проявятся негативные признаки, которые описаны выше.
Дополнительно рекомендуем прочитать статью нашего специалиста, в которой он рассказывает о том, как устроен датчик уровня топлива.
Также советуем прочитать статью нашего эксперта, посвящённую тому, как работает датчик положения дроссельной заслонки.
Не знаете, как работает датчик дождя? Обязательно прочитайте подробную и содержательную статью нашего специалиста.
Разновидности воздухомеров
Различают несколько видов волюметров.
- Нитевые расходомеры: наиболее распространённый тип устройств. Монтировались на ранние инжекторные версии отечественных авто. Состоят из программной платы, разъёма для подключения к головному блоку и электронного моста, который генерирует исходящий сигнал и замеряет долю кислорода на основании показателей терморезистора. Когда в смеси избыток воздуха, температура нагрева терморезистора ниже нормы; обратная зависимость наблюдается при избытке горючего. В зависимости от температуры изменяется значение сопротивления моста, которое влияет на положение заслонки. Сопротивление вычисляется с помощью платиновой нитки, которая протянута внутри кожуха.
- Мембранные волюметры (плёночные): источником данных является модифицированный кремниевый кристалл. Он помещён внутрь защищённого корпуса, в котором прорезаны каналы для воздуха. Входящий воздух нагревает кристалл до определённой температуры. На основании данных о температуре происходит корректировка подачи кислорода.
Плёночные волюметры более предпочтительны для использования, так показывают высокую точность измерения, лучше защищены от воздействия агрессивных сред и попадания инородных частиц.
Где находится описываемое устройство?
Сейчас ДМРВ устанавливают рядом с патрубком воздушного фильтра. Опознать его можно по контактной «фишке», которая вставляется в разъём датчика. Корпус имеет цилиндрическую форму с фильтрующей решёткой на входе. Крепится с помощью болтового соединения.
Как оценить работоспособность и провести замену?
Разобравшись в том, что такое ДМРВ и уяснив принцип функционирования детали, автовладелец может приступить к ремонтным работать. Нужно отметить, что причин поломки датчика не так много. Самые распространённые:
- повреждение измерительного компонента (вследствие перегрева, попадания влаги или механического воздействия);
- фабричный брак;
- износ компонентов ДМРВ.
Диагностика неполадок состоит из двух этапов: визуальный осмотр и проверка значений сопротивления. При внешнем осмотре осматривайте корпус; ищите трещины, сколы, различные деформации. Также оцените целостность разъёма подключения датчика. Обратите внимание на состояние контактов – могут окислиться.
Если внешние повреждения не выявлены, то следует продиагностировать датчик вольтметром. На тестере нужно выставить лимит в 2 вольта.
Проверка датчика МРВ тестером:
- Поворачиваем ключ зажигания, чтобы включить аккумулятор.
- Щупом тестера проверяем каждый провод, который подходит к корпусу датчика (4 штуки разного цвета). При рабочем датчике на экране высветятся значения от 0,9 до 1,1.
- Если отображаются цифры ниже данного диапазона, измеритель подлежит замене.
Процедура замены примитивная: отстегиваются хомутики, которые крепят корпус датчика к воздушному фильтру, после чего выкручиваются два болта. Не забудьте отключить массу и выдернуть фишку с контактными проводами, которая передаёт сигнал на блок управления.