Содержание статьи
Обочина представлена в виде элемента дорожного полотна, примыкающего непосредственно к проезжей части. Трактовку термина регламентирует Правительственное Постановление РФ № 1090. Обочина отличается первостепенно типом покрытия. Если же покрытие проезжей части и обочины одинаковое, используется определённая разметка.
Движение автомобилей по обочине запрещено на законодательном уровне, поскольку данное действие представляет опасность для общественности. Какой штраф за обочину придётся уплатить в разных ситуациях, и какие транспортные средства освобождены от административного наказания?
Назначение обочины
Согласно ПДД обочина предназначена для следующих целей:
- использование при возникновении непредвиденной ситуации;
- стоянка или остановка автомобиля, если нет запрещающих знаков (читайте также подробнее о знаке «Остановка запрещена»);
- движение велосипедистов и пешеходов;
- обеспечение устойчивости дорожного полотна.
Передвижение велосипедистов по обочине
Велосипедисты в возрасте старше 14 лет имеют право передвигаться только по специальным велосипедным дорожкам, если таковые имеются. При их отсутствии возможно использование обычной дороги с правой стороны. Если проезжая часть слишком перегружена, а велосипедные дорожки отсутствует, допустима езда по обочине.
Передвижение мопедов по обочине
Несмотря на обилие правил на водителей скутеров и мопедов, данная категория чаще других их нарушает. Мопед должен ехать исключительно по проезжей части и только с правой стороны. Если на обочине нет пешеходов, в крайних случаях разрешено движение и по этому участку дороги. Тем не менее, законодательных запретов по этому поводу нет. По пешеходным зонам и велосипедным дорожкам данной категории водителей категорически запрещено передвигаться, как и по тротуарам.
Использование обочины автомобилями
Если речь идёт об автомобиле, в обычной ситуации использование обочины для передвижения недопустимо. Автомобилистам разрешено использовать обочину в следующих случаях:
- Остановка, то есть специальное прекращение движения машины на срок до 5 минут, например, для высадки или посадки пассажиров.
- Стоянка – также специальное прекращение движения, но уже на более, чем 5 минут (читайте также о назначении штрафа за парковку). Погрузка и высадка пассажиров недопустима, в противном случае будет наложен соответствующий штраф. Помните, что отдельные участки дороги оснащены запрещающими знаками, согласно которым по ряду причин нельзя ни останавливаться, ни делать стоянку. Согласно п. 12.1 ПДД, стоянку можно организовать только по ходу движения, то есть с правой стороны. Если обочины нет, можно организовать стоянку непосредственно на проезжей части, обязательно справа. В определённых ситуациях допустимо использование тротуара. Если другое транспортное средство или конструктивный элемент инфраструктуры дороги уже занял обочину, её использование другим водителем недопустимо.
- Объезд препятствия также может оправдать использование обочины для езды, однако факт наличия препятствия необходимо будет доказать, если водителя всё-таки оштрафовали. В качестве препятствия можно расценивать проведение дорожных работ, ДТП и т. д.
Помните, что конкретное расстояние, при котором за движение по обочину назначается штраф, в законодательстве не упоминается. Этот нюанс водители часто используют, чтобы объехать медленно движущийся транспорт или пробку.
Кто может ехать по обочине?
Формулировка правил относительно запрета на езду по обочине для машин неполная, есть определённые исключения для других категорий транспортных средств. Какие ТС могут беспрепятственно использовать обочину для передвижения? Вот их список:
- водители мопедов в крайних случаях;
- велосипедисты старше 14 лет;
- сани или гужевой транспорт, поскольку из-за очень низкой скорости движения они тормозят общий поток машин;
- ТС коммунальных и дорожно-эксплуатационных служб с соответствующими спецсигналами и обозначениями.
Почему машинам нельзя ездить по обочине?
Пребывание в пробке всегда утомляет водителей, и они могут попытаться объехать её через обочину, объясняя свои действия стремлением сократить время ожидания для себя и других водителей. По факту, происходит обратное, поскольку выезд на обочину замедляет движение. После завершения данного запретного манёвра водитель стремится вернуть своё место в общем потоке, что способствует торможению движения и усугублению пробки. Согласно правилам дорожного движения п. 9.9, запрет на использование обочины для движения автомобилей объясняется следующими проблемными последствиями:
- Переход автомобиля с асфальтового покрытия на гравийную дорогу на высокой скорости часто оборачивается авариями.
- Использование обочины для обгона – аморальное и нечестное отношение к другим участникам дорожного движения (читайте также, с какой стороны разрешен обгон ТС).
- Возникает риск навредить здоровью или жизни пешеходов, при наличии таковых.
- Колёса поднимают пыль с обочины, которая направляется в сторону других водителей, и они вынуждены ею дышать.
- Поднятая пыль существенно ухудшает видимость, поэтому риск ДТП возрастает.
- Если на обочине стоит транспортное средство, то водитель, решивший использовать данный участок дороги для обгона, может повредить ТС. Нарушитель вынужден будет компенсировать ущерб по ОСАГО.
https://www.youtube.com/watch?v=lAQqZSpdytU
Штрафные санкции
Итак, какой штраф за езду по обочине может быть выписан водителю в разных ситуациях? Рассмотрим их:
- Использование правой обочины для объезда другого ТС воспринимается, как нарушение правил обгона согласно КоАП РФ ст. 12.15, п. 1. Водителю выписывается штраф на сумму 1 500 рублей.
- Использование левой обочины наказывается намного строже, поскольку речь идёт об обочине левой полосы. Актуальными в данном случае являются все запреты, связанные с движением по встречной полосе. Нарушение такого рода ведёт к штрафу в размере 5 тыс. рублей. Другой вариант административного наказания – лишение прав на 4 – 6 месяцев. Повторное правонарушение данного характера ведёт к лишению прав на срок до года, если инцидент был зафиксирован сотрудником ГИБДД, или штрафу на сумму 5 000 рублей, если нарушение зафиксировала автоматическая камера фото- и видеофиксации.
МКАД
МКАД не определяется, как автомагистраль из-за наличия знака 5.3 «Автомобильная дорога», обочины обозначены на таком дорожном полотне сплошной линией. Такая разметка указывает на полный запрет на движение или выезд на данный участок, как и в случае со скоростной трассой. На МКАДе установлено более 100 устройств фото- и видеофиксации. Нарушители будут в автоматическом порядке оштрафованы на 1 500 руб.
Трасса
Если речь идёт о скоростной автомобильной трассе, она обозначается знаком 5.1 «Автомагистраль». Обочина в данном случае также отделена сплошной линией и отличается твёрдым асфальтированным покрытием (читайте также о штрафе за пересечение сплошной).
Стоит запрет, как на движение, так и на остановку на данном участке дороги, поскольку для этих целей выделены специальные места. Неисправность, которая привела к неспособности автомобиля двигаться, расценивается как единственное возможное исключение.
В такой ситуации водитель обязан в обязательном порядке выставить знак аварийной остановки и активировать аварийные огни.
Задний ход
Транспорт, который выезжает на обочину с намерением остановиться, не нарушает законодательные нормы, если речь не идёт об автотрассе, однако, даже в данной ситуации водитель может быть оштрафован, если воспользуется задним ходом. Движущиеся по краю дороги велосипедисты и пешеходы оказываются в опасном положении, так же, как и другие водители. При нарушении данного правила штраф за движение по обочине задним ходом составляет 500 руб.
Дополнительные нарушения
К нарушениям, которые могут быть связаны с ездой по обочине, относятся следующие ситуации:
- 500 руб. штрафа за несоблюдение дорожной разметки или игнорирование знака;
- 500 руб. за невключённые поворотные огни согласно КоАП Ч. 1 статья 12.14;
- 2 000 – 25 000 руб. за причинения вреда здоровью с учётом тяжести травмы;
- 2 500 руб. за отказ в предоставлении пешеходу преимущества.
Порядок фиксации нарушения
Документацией нарушений данного рода занимаются сотрудники ГИБДД. Протокол составляется как подтверждение нарушения, далее выносится постановление. Дела о лишении прав рассматриваются в судебном порядке. При отсутствии свидетелей со стороны сотрудников ГИБДД водитель может попытаться опровергнуть штраф, то есть вынесенное сотрудником полиции подкреплено только его наблюдениями и ничем более.
Также нарушение могут фиксировать средства автоматической видео- и фотофиксации. В такой ситуации спорить бесполезно, разве что можно найти уважительную причину для собственного поступка и попробовать снизить штраф.
Оспорить постановление о нарушении, зафиксированном автоматическими средствами фиксации, можно также, если в постановлении или квитанции допущены неточности или грубые ошибки.
На днях оштрафовали за остановку на МКАДе на обочине. Причина – техническая (машина куплена этим летом, и я не знала, что в бочок омывателя залита жидкость, которая замерзает, она и замерзла, на стекла летели брызги и грязь из под машин, видимость ухудшалась, остановилась, чтобы полить лобовое стекло водой из бутылки, которая оказалась с собой). Остановилась максимум секунд на 30. В постановлении написано, что штраф за ЕЗДУ по обочине. Но по фото явственно видно, что причин там ехать не было, это не был объезд пробки, дорога была свободна (это было воскресенье). Плюс, обочина была вся покрыта грязным снегом, который туда сгребли с дороги (это тоже видно на фото), и ехать по такой дороге не представляется возможным. В ПДД читаю, что остановка на обочине разрешена. Фото не доказывает, что я ехала, а не стояла. Так кто прав, кто виноват?