Добро пожаловать на MotorsGuide.ru! Наше интернет-издание – это неиссякаемый источник новостей из мира автомобилей, обзоров и тест-драйвов новинок отечественной и зарубежной автопромышленности, а также полезных советов по уходу за «железным конём». Итак, поехали!

9 полезных советов, как выбрать и поменять моторное масло

Моторные масла - это специальные густые жидкости, которые используются для смазывания деталей двигателей внутреннего сгорания. Благодаря использованию моторных масел можно улучшить технические характеристики и увеличить срок эксплуатации двигателя. Все современные масла получают либо при помощи перегонки нефти, либо путем органического синтеза.

Предназначение масла для двигателя

Все моторные масла состоят из двух основных компонентов.

  1. Базовое масло. Этот компонент является основным в моторном масле. Базовое масло смазывает детали двигателя, улучшая его технические характеристики. В качестве базового масла обычно используются продукты перегонки нефти или химического синтеза.
  2. Присадки. Присадки — это препараты, которые добавляются в моторные масла в небольших количествах для того, чтобы улучшить те или иные эксплуатационные свойства. Различают восстанавливающие, противоизносные, чистящие, антидымные и некоторые другие присадки (то есть использование различных присадок позволяет решить ту или иную техническую задачу). Присадки также получают либо путем перегонки нефти, либо с помощью химического синтеза.

Основные технические характеристики моторных масел

Основные технические характеристики моторных масел

Основными техническими характеристиками моторных масел являются следующие показатели.

  1. Вязкость. Под вязкостью моторного масла понимается способность масла оставаться на поверхности внутренних деталей мотора, при сохранении всех основных физических и химических своих свойств. Вязкость того или иного масла может меняться в зависимости от температуры окружающей среды.
  2. Коксуемость. Коксуемость моторного масла — это способность масла к образованию нагара и смол. Чем ниже коксуемость, тем выше вероятность образования внутри двигателя различных вредоносных смол, которые негативно влияют на его работоспособность.
  3. Зольность. Зольность — это характеристика, которая отражает содержание в моторном масле различных присадок, которые могут при работе двигателя образовывать вредоносные смолы. Зольность хорошего моторного масла составляет не более 1% (хотя для функционирования некоторых двигателей необходимо масло с большой зольностью).
  4. Содержание воды и механических примесей. Механические примеси и вода являются вредными добавками, которые снижают работоспособность двигателя. Моторные масла с большим содержанием вредоносных примесей указывают на низкую культуру производства и хранения масла.
  5. Моющие свойства. Моющие свойства моторного масла препятствуют отложению смол внутри двигателя внутреннего сгорания. Моющие свойства масла зависят от степени очистки, а также от концентрации специальных щелочных и моющих присадок, которые искусственно добавлены в масло для улучшения его технических характеристик.
  6. Температура вспышки. Эта характеристика отражает способность масла воспламеняться под действием нагрева двигателя внутреннего сгорания. Температура вспышки напрямую зависит от концентрации в масле различных примесей, которые имеют низкую температуру горения. Хорошее масло обладает высокой температурой вспышки (то есть такое масло будет возгораться при очень высокой температуре).
  7. Температура застывания. Эта характеристика указывает на то, при какой температуре масло переходит в твердое состояние (при этом жидкостные свойства масла теряются). Эта характеристика напрямую влияет на вязкость масла. Следует понимать, что температура застывания может иметь критическое значение в зависимости от температуры окружающей среды. Например, масло с высокой температурой застывания нельзя использовать при очень холодной погоде, тогда как использование этого же масла на территории с теплым климатом может быть вполне рационально.

Требования к моторным маслам

Чтобы моторное масло могло выполнять свои функции, к нему выдвигаются следующие требования.

  1. Высокие моющие показатели. Благодаря этим свойствам двигатель не будет покрываться смолами и нагаром, что позволит ему оставаться чистым долгое время.
  2. Сохранение свойств масла при изменении температуры окружающей среды. Многие масла начинают застывать при изменении температуры окружающей среды, что делает такое масло не просто бесполезным, но даже вредным для технического состояния двигателя. Моторные масла с хорошим показателем термоустойчивости будут работать в обычном режиме и при очень высоких, и при очень низких температурах окружающей среды.
  3. Хорошие противоизносные свойства. Благодаря этим свойствам масло препятствует деформации деталей двигателя при трении, что улучшает состояние двигателя. На противоизносные свойства влияет вязкость, концентрация присадок, температура вспышки и другие параметры.
  4. Некоторые другие требования: экологичность, низкие коррозионные свойства, стойкость к старению, высокая термическая устойчивость, совместимость с другими маслами, малая вспениваемость и так далее.

Виды моторного масла по химическому составу

Моторное масло может изготовляться из различных компонентов, что влияет на его химический состав. По химическому составу различают следующие виды моторных масел.

  1. Минеральные. Минеральные моторные масла получены путем перегонки нефти. После перегонки минеральное масло подвергается дополнительной очистке, поскольку неочищенное масло содержит большое количество вредных примесей, которые напрямую влияют на работоспособность двигателя. В очищенное органическое масло могут добавляться различные химические присадки, чтобы улучшить технические свойства масла. Использование минеральных масел позволяет решить большинство технических задач, а стоит такой продукт достаточно дешево. Главным недостатком является тот факт, что минеральные масла обычно замерзают при низких температурах.
  2. Синтетические. Синтетические моторные масла получают путем органического синтеза. В качестве исходного сырья обычно используется нефть (хотя могут использоваться и другие химические соединения). За счет использования технологии органического синтеза можно получить масло с необходимыми свойствами. Также с помощью органического синтеза удается добиться высокой степени очистки масла от различных вредных примесей. Благодаря этому синтетические масла обычно превосходят минеральные по всем ключевым параметрам. Главный недостаток синтетического масла — достаточно высокая цена.
  3. Полусинтетические. Фактически полусинтетическое масло — это минеральное масло, в которое добавили немного синтетического масла (обычно в полусинтетических смесях содержится не более 30% синтетических компонентов). Полусинтетическое масло по своим свойствам хуже синтетического, но лучше минерального масла. Главным преимуществом полусинтетических смесей является хорошие технические характеристики масла и достаточно низкая цена.

Классификация моторных масел

Классификация моторных масел

Существует несколько классификаций моторных масел. Ниже мы рассмотрим 3 основных стандарта: SAE, API и ACEA.

По стандарту SAE

Стандарт SAE разработан Сообществом автомобильных инженеров. Этот стандарт разбивает все масла на 6 летних и 6 зимних классов, в зависимости от свойств вязкости и текучести при различных температурных условиях (также масла могут быть всесезонными — в таком случае они обозначаются сдвоенным индексом). Рекомендуемые температурные диапазоны основных масел согласно стандарту SAE представлены в таблице ниже.

Название классаТип классаМинимальная безопасная температураМаксимальная безопасная температура
0WЗимний-40 °С-10 °С
5WЗимний-35 °С-10 °С
10WЗимний-25 °С-5 °С
15WЗимний-20 °С0 °С
20WЗимний-15 °С15 °С
30Летний0 °С30 °С
40Летний0 °С45 °С
50Летний5 °С50 °С
5W-40Всесезонный-30 °С35 °С
10W-30Всесезонный-25 °С30 °С
15W-40Всесезонный-25 °С40 °С
20W-50Всесезонный-15 °С50 °С

Масло для двигателя

По стандарту API

Также существует стандарт, который разработан Американским нефтяным институтом (API). Это стандарт делит все масла на множество классов, согласно их эксплуатационным свойствам (учитываются такие параметры как: закоксовывание поршневых колец, образование смол и так далее). В таблице ниже представлены основные классы моторных масел согласно стандарту API.

Название классаТип топливаКраткое описание
SH, SG, SF, SE и более ранниеБензинПредставляют собой совокупность классов, куда заносятся моторные масла, которые использовались в старых машинах. На сегодняшний день такие моторные масла не лицензируются.
SJБензинЭтот класс был введен в 1996 году. Эти масла обладают хорошим моющими и противоизносными свойствами. Также масла этого класса отличаются более высоким уровнем экологичности и безопасности для окружающей среды.
SLБензинЭтот класс был введен в 2001 году. Основные отличия масел класса SL — повышенная топливная экономичность, уменьшение вредоносных выбросов в атмосферу и увеличение продолжительности работы масла.
SMБензинЭтот класс был введен в 2006 году. Масла этого класса представляют собой улучшенную модификацию масел класса SL.
CCДизельное топливоЭти масла используются на двигателях с умеренным уровнем нагрузки (с турбонадувом или без него).
CDДизельное топливоЭти масла используются на двигателях с повышенным уровнем нагрузки (сам двигатель при этом должен быть оснащен турбонадувом).
CEДизельное топливоЭти масла используются на форсированных двигателях с очень высоким уровнем нагрузки (сам двигатель должен быть оснащен турбонадувом).
CFДизельное топливоМасла этого класса используются на двигателях с предкамерой (обычно масла CF используются на легковых автомобилях).
CF-4, CG-4, CH-4 и некоторые другиеДизельное топливоСовокупность масел для сверхмощных двигателей.

По стандарту ACEA

Также существует стандарт, разработанный Ассоциацией европейских производителей автомобилей (ACEA). Основные критерии, на основании которых масло помещают в ту или иную категорию, — экологичность, тип двигателя, вязкость масла и так далее. Ниже в таблице представлены основные классы масел согласно стандарту ACEA.

Как выбрать моторное масло

Название классаОписание
A1/B1К этому классу относят энегросберегающие масла для дизельных и бензиновых двигателей с очень низкой вязкостью.
A2/B2К этому классу относят масла для дизельных и бензиновых двигателей; двигатель при этом работает в тяжелых условиях.
A3/B3К этому классу относят масла для дизельных и бензиновых двигателей; двигатель при этом при этом работает в тяжелых условиях, а интервал между заменой масел очень большой.
C1Представляют собой масла малозольного типа, где при работе двигателя в атмосферу выбрасывается минимальное количество вредоносных соединений на основании серы и фосфора.
C2Представляют собой масла малозольного типа, где при работе двигателя в атмосферу выбрасывается большое количество вредоносных соединений на основании серы и фосфора.
E4Используются для борьбы с вредным отложениями на тяжелых дизельных двигателях. Уровень экологической безопасности очень высокий.
E9Используются для борьбы с вредными отложениями на тяжелых дизельных двигателях (при этом во время сгорания топлива образуется большое количество вредных компонентов, которые могут нанести урон как двигателю, так и окружающей среде). Уровень экологической безопасности высокий.

Какое моторное масло выбрать?

Давайте узнаем основные советы и рекомендации, которые помогут вам выбрать какое масло лучше заливать в двигатель:

  1. При покупке масла отдать свое предпочтение нужно синтетическому или полусинтетическому маслу, поскольку такие масла обладают более высокими эксплуатационными характеристиками (по сравнению с минеральными маслами).
  2. Цвет масла указывает на количество присадок — чем темнее масло, тем больше там присадок. Однако следует понимать, что присадки могут серьезно отличаться друг от друга, поэтому цвет масла практически не имеет значения.
  3. Перед покупкой масла определитесь с температурным режимом вашей местности. Оптимальным вариантом будет покупка масла, которое будет хорошо работать как летом, так и зимой (например, на территории с умеренным климатом можно отдать свое предпочтение маслу 15W-40).
  4. При использовании масла придерживайтесь инструкции, указанной на упаковке.
  5. Основными производителями моторных масел являются такие компании как: Mobil, Totalm, Castrol, Shell, Лукойл и другие. Эти масла лицензируются API, ACEA, SEA и другими организациями, поэтому их продукты отличаются высоким качеством. Выбрать самому оптимальное масло в том или ином случае довольно сложно, поскольку нужно учесть множество параметров (подтип двигателя, температурный режим и так далее). Поэтому для подбора оптимального масла рекомендуется посетить хорошую автомастерскую или сервисный центр производителя машины.

Советы по замене масла

Советы по замене масла

При замене масла нужно учесть следующие тонкости.

  1. При обычных условиях эксплуатации заливать новое масло нужно согласно инструкции.
  2. При тяжелых эксплуатационных условиях (плохая дорога, пробки, плохая погода и так далее) рекомендуется проводить замену масла в 1,5 — 2 раза чаще.
  3. Доливать в мотор нужно то же самое масло, поскольку в некоторых случаях при смешении различных масел присадки могут вступать в реакцию друг с другом, что приведет к выпадению в осадок вредоносных веществ, которые могут повредить двигатель. Также не рекомендуется самостоятельно добавлять в масло различные присадки.
  4. Проводить замену одного масла на другое в двигателе нужно только в том случае, если вы убедились, что старое масло было использовано полностью.

Заключение

Подведем итоги. Моторное масло — это специальный продукт, который используется для смазки деталей двигателя. Благодаря этому увеличивается срок работы двигателя, а также улучшаются его технические характеристики. Моторное масло состоит из маслянистой основы и многочисленных присадок. По химическому составу различают минеральные, синтетические и полусинтетические масла (самым лучшим является масло на синтетической основе). Существует несколько стандартов масел. Основные стандарты: SAE, API, ASEA. При замене масла нужно придерживаться следующих советов: запрещено смешивать различные масла, нельзя самостоятельно добавлять в масло различные присадки и так далее.

Оценка статьи:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Савелий Кубов
Савелий Кубов, Автолюбитель 49 статей на сайте
Увлекаюсь машинами уже более 10 лет. Люблю писать на авто темы, хоть и не имею специального образования. Ремонтирую свой автомобиль только сам. Буду рад, если мои статьи будут для Вас чем-то полезны.
К этой статье пока нет комментариев. Сделайте это первым!

Напишите Ваш комментарий