Содержание статьи
Что такое обгонная муфта генератора
Это механизм, позволяющий устранить момент инерции и импульсную работу двигателя машины.
Обгонная муфта устанавливается на шкиве генератора.
Назначение
Функция муфты состоит в том, чтобы устранять инерцию с ротора, которая поступает на ремень генератора. Это позволяет продлить его срок службы с 30 тыс. км. (как было раньше, до разработки устройства) до 100 тыс. км.
Устройство
Обгонная муфта генератора представляет собой две обоймы:
- внешняя, соединена со шкивом генератора;
- внутренняя, связана с валом якоря генератора;
Между ними есть слой специальных роликов, уложенных в два слоя:
- 1 уровень – игольчатые подшипники;
- 2 уровень – профилированные фигуры. Они нужны для того, чтобы выполнять роль стопорного механизма.
Эти обоймы интегрированы друг в друга.
Принцип работы
Когда двигатель начинает работать, вращение внешней обоймы муфты начинает усиливаться. Ролики, выполняющие роль стопорного устройства, замыкаются. При этом внешняя часть связывается с внутренней. Одновременно раскручивается вал и шкив генератора.
При прекращении работы отработанные газы начинают отходить. При этом замедляется вращение коленчатого вала. Внутренняя часть обоймы обгоняет по вращению внешнюю. Параллельно стопорный механизм открывается и её связь со внешней частью муфты становится слабее. Из-за этого внутренняя обойма перестаёт тормозить.
Это полный цикл работы узла устройства. Один процесс следует за другим. При этом инерция от ремня передаётся шкиву и ремню генератора.
Неисправности обгонной муфты генератора
Виды поломок и их причины
Обычно обгонная муфта выходит из строя при следующих обстоятельствах:
- неисправность шкива;
- износ внутренней пружины;
- порвался ремень генератора;
- пробег более 100 тыс. км;
- неисправность обгонного механизма.
Показатели поломки
Признаки неисправности обгонной муфты генератора:
- во время работы со стороны генератора доносятся неестественные шумы;
- полное прекращение работы генератора;
- при работе кондиционера или при медленном движении машины возникает ощутимая вибрация;
- свист ремня на высоких оборотах;
- короткий треск при запуске или остановке двигателя.
Выявление дефектов
Для диагностики работы узла следует раскрутить двигатель до 4 тыс. оборотов. Затем надо включить зажигание. Необходимо прислушаться к остаточному звуку. Если он напоминает звук остановки турбины, то муфта генератора работает исправно. Если такового нет, то механизм требует замены.
Муфту можно проверить и в демонтированном состоянии, для этого надо сделать следующее:
- зажать пальцами внутреннее кольцо;
- внешнее кольцо повернуть в направления вращения ремня;
- при движении внешней обоймы муфта вышла из строя и её надо менять.
Самостоятельная замена обгонной муфты
Данное устройство заменить не так-то просто. Здесь нужен набор специальных инструментов. Да даже и обладая ими, этот процесс может доставить немало трудностей. Некоторые модели машин имеют слишком маленькое расстояние между кузовом и генератором. В таком случае ключ может просто не поместиться.
Необходимый инструмент
Для того, чтобы правильно снять муфту, потребуется специальный инструмент. Ключ для снятия обгонной муфты генератора состоит из частей:
- Биты. На одном конце есть шестигранник, на другом – запрессованная головка под вороток. Она проворачивает и удерживает шкив;
- Насадки с многогранниками. Служит для установки внутреннего шлица муфты. С другой стороны имеется шестигранник для откручивания крепёжных частей.
Снятие муфты
Чтобы проделать данное действие, необходимо ослабить ремень генератора. Затем надо открутить ту гайку, которая держит муфту. Это устройство неразборное и ремонту не подлежит. Чтобы снять муфту, надо удерживать вал шкива с помощью подходящего инструмента.
Далее вал ротора генератора нужно провернуть против часовой стрелки, если резьба на шкиве расположена справа. Для шкива с левосторонней резьбой – по часовой стрелке. Делают это при помощи динамометрического ключа.
Установка муфты
Новая муфта устанавливается на место снятой с той же последовательностью. Важно при этом не пользоваться ударными инструментами – это может стать причиной поломки.
Последствия несвоевременной замены
Заключение
Обгонный механизм помогает увеличить срок службы ремня, защищая его от лишних колебаний. Замена обгонной муфты генератора возможна вне стен автосалона. Но для этого потребуются специальные инструменты. Важно помнить: обгонный механизм подлежит смене каждые 100 тыс. км.
Своевременный ремонт — залог исправности автомобиля.