Лямбда-зонд: признаки неисправности
Такого вида датчики выходят из строя не сразу, поэтому перед их поломкой можно выделить характерные признаки:
- падение или плавающее поведение оборотов двигателя на холостом ходу;
- автомобиль начинает дёргаться, после запуска двигателя слышны странные хлопающие звуки;
- снижается мощность двигателя, при нажатии на педаль подачи топлива автомобиль реагирует с задержкой;
- двигатель перегревается быстрее и сильнее, увеличивается расход топлива;
- выхлопные газы становятся более токсичными.
Если датчик всё-таки вышел из строя, то качество поступающего в двигатель топлива сильно ухудшаются. Отсюда возникает множество проблем. Причины некорректной работы лямбда-зонда бывают самые различные:
- Цепь накала работает неправильно, чувствительность наконечника датчика снижается.
- Качество топлива слишком низкое, в нём содержится много железа и свинца. Такие вещества налипают на платиновые электроды датчика и приводят его в негодность.
- Система подогрева лямбда-зонда функционирует некорректно. Данные выдаются неточные.
- Корпус регулятора перегревается. Это происходит из-за неверно установленного угла опережения зажигания.
- Маслосъёмные кольца изношены, из-за чего в выхлопную трубу поступает моторное масло, повреждающее датчик.
- Многократный запуск двигателя производится слишком часто.
- Для установки лямбда-зондов используются силиконовые герметики из строительных магазинов.
- Уровень компрессии в цилиндрах двигателя нарушается, из-за чего происходит неравномерное сгорание топливной смеси.
- Инжекторные форсунки забиты.
Как проверить лямбда-зонд?
Проверка лямбда-зонда осуществляется с помощью мультиметра и тестера. Проверкой не стоит пренебрегать, если существуют вышеперечисленные признаки его неисправности.
Проверка лямбда-зонда мультиметром наиболее универсальная. Для проверки накальной спирали от колодки отсоединяются контакты 3-го и 4-го разъёмов и подключаются к зажимам концы прибора. Сопротивление спирали должно составлять не менее 5 ом. Проверка также позволяет определить чувствительность наконечника датчика. Для того, чтобы узнать эти параметры, необходимо разогреть двигатель до 80 градусов по Цельсию:
- Перед проверкой датчика стоит убедиться в отсутствии его сильного загрязнения, наличия сажи и пыли. С помощью куска ветоши удалите все инородные элементы.
- Разгоните двигатель до 3 000 оборотов в минуту и удерживайте этот уровень в течении 3 минут для разогрева датчика.
- Соедините щуп прибора со знаком минус с массой автомобиля, а со знаком плюс — с выходом лямбда-зонда.
- Проверьте показания мультиметра. Они не должны заходить за пределы от 0,2 до 1 вольт. Также они должны обновляться раз в 10 секунд.
Нажимайте на педаль акселератора и отпустите её при показании мультиметром значения 1 вольт. Если значение резко упадёт до нуля, то датчик в порядке. Если данные на дисплее не скачут, а поддерживаются на уровне от 0,4 до 0,5 вольт, то датчик неисправен. Выключите двигатель и проверьте всю проводку, связанную с зажиганием и реле.
https://www.youtube.com/watch?v=HkImG-inTy0
Некоторые автомобили снабжены продвинутой бортовой системой с разными режимами. Различные сигналы могут указывать на те или иные неисправности:
- 0130 – показания датчика неверны;
- 0131 – сигнал, поступающий из датчика, слишком слабый;
- 0133 – лямбда-зонд медленно реагирует;
- 0134 – реагирование прибора отсутствует;
- 0135 – неисправность нагревателя лямбда-зонда;
- 0136 – заземление второго датчика замкнуто;
- 0137 – второй датчик выдаёт слишком слабый сигнал;
- 0138 – слишком высокий сигнал второго датчика;
- 0140 – обрыв лямбда-зонда;
- 1102 – невозможно считать показатели, потому что сопротивление элемента слишком низкое или совсем отсутствует.
Ремонт лямбда-зонда
В случае, если приборы указали на неисправность датчика, его ремонт можно провести самостоятельно. Если проблема заключается в контактах цепи, то необходимо отыскать место их разрыва и проверить на предмет окисления. Сигнал может не поступать от блока питания. WD-40 поможет справиться с окислением контактов.
При образовании нагара на корпусе лямбда-зонда необходимо прочистить все элементы системы. Для этого понадобятся специальные вещества для удаления ржавчины. Этапы чистки:
- очистка датчика выполняется в несколько этапов;
- нагрейте корпус лямбда-зонда до 50 градусов по Цельсию и демонтируйте его;
- снимите защитный колпак;
- вымачивайте датчик в ортофосфорной кислоте в течение 30 минут;
- ополосните лямбда-зонд в воде, высушите и установите на место.
Резьба устройства должна быть обработана специальным средством для повышения герметичности. В этом случае нельзя использовать силиконовые герметики. В случае полной поломки устройства приобретите в специализированном магазине новое. Стоимость лямбда-зонда колеблется от 1 000 до 3 000 рублей. Чтобы увеличить срок службы датчика и топливной системы в целом, не используйте некачественное топливо.