Содержание статьи
Причины загрязнения свечей
Когда вы узнаете о характере загрязнений, обслуживание системы зажигания станет проще. Кроме того, вы сможете предпринять профилактические меры.
Приведём типовые причины загрязнения:
- низкокачественное горючее: если в бензине много примесей, то со временем они начинают накапливаться на рабочих элементах устройства;
- неверно выставлено зажигание;
- превышение концентрации моторного масла в горючей смеси (актуально для 2-тактных ДВС);
- некорректно работает обогатитель смеси;
- превышение допустимого давления в топливной рампе.
Здесь же нужно сказать о характере загрязнений. Самая распространённая разновидность – это стойкий чёрный нагар. В зависимости от причины появления он может быть сухим или мокрым. Ещё один важный момент, на который нужно обратить внимание тем автовладельцам, которые уже меняли свечки. Если сразу после замены на элементах зажигания начал появляться стойкий сухой нагар, то, скорее всего, допущена ошибка с подбором компонентов.
Ещё одна разновидность загрязнений – это масляный налёт. Он появляется потому, что моторная смазка просачивается в камеру сгорания. Просачивание масла свидетельствует о нарушении структуры изолирующих слоёв и уплотнительных элементов. Масло могут пропускать поршневые кольца. Данная неполадка – это маркер приближающейся «капиталки».
В предыдущих двух случаях отложения оседают на всей рабочей поверхности свечки – на электродах, «юбке», изоляторе. Но можно наблюдать один специфический тип загрязнения: нагар образуется на боковом электроде и по окантовке изолятора, при этом не затрагивая «юбку». Это симптом того, что нестабильно функционирует один из цилиндров мотора.
Если на свечке появился налёт малинового или бордового цветов, то необходимо перестать использовать бензин с присадками. Также перестаньте самостоятельно добавлять топливные присадки: они нарушают безопасный режим работы ДВС, уменьшают ресурс. Присадки лить не запрещается (в отдельных случаях это очень полезно), но не нужно усердствовать.
Симптомы грязных свечей
Прежде, чем говорить о том, как почистить свечи от нагара в домашних условиях, нужно рассказать автолюбителям о тех признаках, которые свидетельствуют о необходимости ремонтных профилактических работ.
Свечи в ДВС нужно чистить когда:
- автомобиль «троит» (один из моторных цилиндров не функционирует);
- из выхлопной трубы обильно выходят плотные газы с сизым оттенком;
- учащаются рывки во время движения;
- налицо затруднённый пуск силового агрегата и старт с места;
- возрастает потребление горючего.
По уровню загрязнённости свечки можно определить цилиндр, который работает нестабильно. В проблемном отсеке двигателя свеча будет наиболее грязной; остальные элементы будут с приемлемым нагаром. Вообще в целом не стоит удивляться наличию нагара: это результат нормального функционирования «движка».
Даже если вы установили новые свечки, тонкий равномерный слой сажи появится на рабочей поверхности спустя 250 – 300 километров.
Как почистить свечи зажигания в домашних условиях
Чистка свечей не требует от автолюбителя продвинутых умений в сфере технического обслуживания моторов.
Для успешного ремонта понадобятся:
- баночка растворителя типа «Уайт-Спирит»;
- жёсткая металлическая тёрка (подойдёт и старая зубная щётка, если нагар свежий и лежит тонким слоем);
- ватные палочки для работы с труднодоступными зонами;
- чистая ветошь, чтобы вытереть очищенные свечи насухо;
- ключ-«свечник» для демонтажа элементов.
Также рекомендуем прочитать статью нашего эксперта, в которой рассказывается о том, как правильно выставить зажигание.
Возможно, вас также заинтересует статья нашего эксперта, посвящённая тому, как проверить катушку зажигания.
Хотелось бы поделиться «лайфхаком» от бывалых. Если вы столкнулись с красным «присадочным» нагаром, то можно использовать средство для чистки унитазов. Чем выше концентрация HCL, тем лучше. Соляная кислота легко удалит химические отложения. После обработки сантехническим средством свечки можно чистить в штатном режиме.
Приступаем:
- Демонтируем свечи зажигания: порядок снятия или последующей установки не оказывает влияния на работоспособность силового агрегата. После очистки вы можете установить в четвёртый цилиндр свечу, которая ранее стояла на первом и т. п. При должном уровне обслуживания все свечи будут функционировать без перебоев.
- После снятия воспламеняющие устройства нужно погрузить в ванночку с растворителем. Если не верите в силу обычного ацетона, то можете купить специальную жидкость для удаления слоёв сажи. Если под рукой нет ни ацетона, ни спецсостава, можете использовать нашатырь, 646-й растворитель или изопропиловый спирт. Все описанные средства работают с сопоставимой эффективностью, просто некоторым требуется больше времени для удаления сажи. В зависимости от характера и количества нагара свечи выдерживаются в ванночке 45 – 60 минут.
- Активная часть: сбиваем жёсткую грязь с помощью металлической тёрки. Далее опускаем свечки в ванночку со свежим растворителем на 7 – 12 минут. После извлечения нужно пройтись зубной щёткой, чтобы удалить остатки отложений.
- Ещё раз окунаем компоненты в растворитель, теперь на 5 минут. После извлечения нужно насухо протереть элементы чистой ветошью.
Некоторые опытные водители рекомендуют промыть свечки холодной проточной водой. Предполагается, что она смоет остатки растворителя с детали. Если хочется использовать воду, то после мытья свечи нужно просушить. Многие сушат феном или кладут под низко наклонённую настольную лампу. Экстремальный способ: нагреть духовку до 65 ºС и подержать в ней детали пару часов. После извлечения свечки монтируются в мотор; автолюбитель может оценить успешность ремонтных процедур.
Рекомендации по профилактике
Чтобы увеличить интервал между обслуживанием свечей зажигания, соблюдайте ряд правил, направленных на профилактику накопления отложений на воспламенителях. Не используйте топливо с октановым числом ниже указанного в техническом руководстве. Если Вы залили 92-й бензин при рекомендованном 95-том, то проблемы гарантированы. Некоторые при использовании непригодного топлива рекомендуют «прожечь всё это дело 98-ым», но будет только хуже.
Полная чушь – “Если Вы залили 92-й бензин при рекомендованном 95-том, то проблемы гарантированы.” Докажи? 12 лет и никаких проблем на фф2 1,8, где указано только не ниже 95. Заливался строго 92 бензин.
Автопрризводитель указывает минимальное октановое число не просто так от балды. На Мицубиси например рекомендован 95й потому что при 92м начинают разрушаться катализаторы, а из-за катализаторов – двигатель.