Добро пожаловать на MotorsGuide.ru! Наше интернет-издание – это неиссякаемый источник новостей из мира автомобилей, обзоров и тест-драйвов новинок отечественной и зарубежной автопромышленности, а также полезных советов по уходу за «железным конём». Итак, поехали!

Перспективы отмены транспортного налога в России в 2018 году

Вопрос отмены транспортного налога обсуждают уже долгое время. При детальном рассмотрении видны плюсы и минусы такого нововведения. К преимуществам можно отнести пополнение российской казны (порядка 150 млрд руб. в год). Недостатки ощущают на себе автовладельцы, особенно проживающие в регионах с повышенными фискальными ставками. Альтернативой может стать реорганизация налога с более справедливыми условиями.

Общие сведения

Чтобы понять, когда отменят транспортный налог в России, вначале следует разобраться, что это за сбор и для чего он взимается.

Налогом на транспорт (ТН) называют определённый вид взносов, который на региональном уровне уплачивают все собственники транспортных средств. Он был введён в 2003 году с целью поддержания дорожного полотна в исправном состоянии. Эти средства налогоплательщиков аккумулируются в местных бюджетах для нужд региона, в том числе строительства и ремонта дорог.

Что такое транспортный налог?

 

На величину сбора влияет производительность мотора транспортного средства, а также период эксплуатации. С владельцев авто класса «люкс» (стоимостью выше 3 миллионов рублей) взимается дополнительный процент за роскошь.

Размер налоговой ставки на одну и ту же модель автомобиля в разных регионах России может существенно отличаться. Также государством установлена категория лиц, освобождаемая от уплаты ТН или со льготным правом налогообложения. В их число входят многодетные семьи, чернобыльцы, инвалиды, пенсионеры и муниципальные предприятия.

Данную пошлину обязаны уплачивать и владельцы вертолётов, мотоциклов, моторных лодок, гусеничного транспорта, автобусов, квадроциклов, снегоходов и прочих механических средств передвижения.

Существует механизм льготного налогообложения для:

  • речного и морского транспорта — плавсредств промышленного назначения;
  • автомобилей, предоставленных в рамках существующих социальных программ, и переоборудованных для управления инвалидами (при мощности не выше 100 лошадиных сил);
  • лодок с моторами не больше 5 лошадиных сил;
  • угнанных автомобилей (при наличии зарегистрированного в полиции акта);
  • транспорта, перевозящего молоко, удобрения, сено и скот (включая тракторы).

Механизм налогообложения

Причины недовольства автовладельцев

Ежегодно собственники автомобилей «мониторят» СМИ в надежде найти актуальную информацию о том, когда же отменят налог на транспорт. Наряду с важностью его существования есть масса недостатков, обуславливающих необходимость упразднения данного сбора:

  1. Порядок начисления. Уплата пошлины ложится на плечи собственника машины, даже если он на ней не ездит и, следовательно, не портит дорожное покрытие. Кроме того, величина налога зависит от фискальных ставок конкретного региона, что приводит к их значительному различию в разных уголках страны. У автовладельцев возникают справедливые претензии: как автомобиль портит дороги, если большую часть времени стоит в гараже, и почему в соседнем регионе иметь одну и ту же машину в два раза дешевле.
  2. Механизм оплаты. Для того, чтобы физические лица могли заплатить ТН, они должны по почте получить уведомление из ФНС, в котором указываются реквизиты для оплаты и сумма пошлины. Почтовая система пока не может гарантировать 100 % получения уведомления адресатом. Но в случае его утери происходит просрочка оплаты. И хотя вины налогоплательщика в этом нет, последствия в виде штрафа, пени и визита сотрудника ФССП никто не отменял.
  3. Двойная оплата. Дорожный фонд формируется из средств, собранных из двух источников: ТН и топливного акциза, взимаемого с производителя за каждую тонну продукта. Он закладывает величину акциза в цену топлива при продаже, и розничная стоимость на АЗС включает это повышение. В конечном счёте оплата акцизов на бензин ложится на плечи автовладельцев.

Предложения власти

Вопросу упразднения транспортной пошлины в России депутатами и чиновниками уделяется много внимания. В этом ракурсе автолюбители недоумевают, почему не отменяют транспортный налог. Бурные обсуждения и согласие в вопросе, что государство может существовать и без этого сбора, не доходят до законодательного закрепления провозглашаемых намерений.

Хронология вопроса отмены ТН, начиная с 2009 года (до этого времени обсуждалось только изменение налоговых ставок), выглядит так:

  1. 2009 год — представители ЛДПР предлагали решить проблему закладыванием расчётной суммы транспортной пошлины в стоимость топлива. Это гарантировало бы уплату налога только в случае использования транспортного средства, но в Государственной думе тогда этот проект одобрения не получил.
  2. Осень 2010 года — министерством промышленности и торговли выдвинута идея соотношения величины ТН с экологическим классом авто. Это означало бы меньший размер платежа для владельцев машин, собранных по современным стандартам, по отношению к собственникам старых автомобилей, наносящих больший урон окружающей среде. Это предложение «отмели» ещё до стадии законопроекта.
  3. 2012 год — принято решение аккумулировать транспортные акцизы в специально созданных фондах по содержанию и ремонту дорожного полотна. Так, несмотря на рост цен на топливо, величина транспортного налога, стабильно пополняющего бюджет, оставалась неизменной.
  4. 2013 год — Владимир Владимирович Путин заявил о невозможности абсолютного отказа от ТН и необходимости поиска альтернативных вариантов решения проблемы. Весной того же года вопрос был снова поднят депутатами блока «Справедливая Россия». Они выступили за упразднение транспортного сбора в качестве решения вопроса двойного налогообложения автовладельцев. Вместо этого было предложено поднять цену на бензин, чтобы поддерживать дороги в надлежащем состоянии.
  5. Зима 2014 года — Министерство транспорта заявило о замене данной пошлины топливным акцизом. Начался процесс проработки и согласования законопроекта для устранения недостатков и учёта интересов всех налогоплательщиков.

Хронология вопроса отмены транспортного налога

 

Главными задачами будущего закона должны быть:

  • устранение двойной оплаты владельцами автотранспортных средств;
  • ликвидация проблем администрирования фискальных органов;
  • поддержание дорожного фонда в исправном состоянии;
  • учёт интересов льготных категорий населения (инвалидов, многодетных семей и пр.).

Альтернативные варианты

Пока автолюбители просыпаются с вопросом, не отменён ли транспортный налог, законодатели ищут ему достойную замену. В качестве таковой рассматривается введение экологического сбора или повышение акциза на топливо.

В первом варианте на размер сбора будет влиять не мощность, а экологический класс автомобиля. Чем больше вреда от него окружающей среде, тем выше пошлина. У этого предложения есть ряд недостатков:

  • оплачивать нужно будет не эксплуатацию автомобиля, а просто по факту владения им;
  • владельцам старых моделей машин придётся платить больше всех, что несправедливо, если учесть их уровень доходов;
  • нет гарантии, что с введением экологического сбора уберут транспортный налог.

Законопроект о замещении ТН экологической пошлиной запланировано подготовить к началу 2019 года.

Что касается повышения акцизов на топливо вместо налога на транспорт, такое нововведение избавит от нескольких проблем:

  1. Автовладельцы будут платить по факту пользования, а не владения машиной;
  2. Они станут независимыми от налоговой инспекции в части ожидания уведомления и соблюдения сроков уплаты сбора. Соответственно, не будет несправедливого начисления штрафов и пеней.

Такая альтернатива негативно отразится только на льготной категории водителей, которые были освобождены от уплаты ТН, а повышенная стоимость бензина коснётся и их.

Альтернатива транспортному налогу

Прогноз на 2018 год

В текущем году нет уверенности в том, что полемика по вопросу отмены налога на транспорт закончится лаконичным законопроектом. Правительство не может решиться упразднить пошлину, приносящую в бюджет страны почти 150 млрд рублей ежегодно.

Были внесены лишь небольшие льготные поправки для автовладельцев большегрузного транспорта с массой больше 12 тонн. Прежде они платили большую сумму, где была заложена компенсация за повреждение дорожного покрытия и отчисления системе «Платон». На сегодняшний день общая сумма взимаемой пошлины тщательно просчитывается специалистами этой системы. В случае, если размер выплаты больше или равен ТН, собственник грузовика от него освобождается.

Оценка статьи:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Денис Ларин
Денис Ларин, Автожурналист 72 статей на сайте
Люблю писать об автомобилях и всём, что с этим связано.
К этой статье пока нет комментариев. Сделайте это первым!

Напишите Ваш комментарий